Газета – СМИ будущего!

16.11.2008 19:31:23

Всегда удивлялся стеоретипности мышления многих наших руководителей. Независимо от уровня занимаемой должности они часто пребывают в плену «аксиом», мифологичность которых нам, простым смертным, очевидна. Ну, например, чем можно объяснить просто маниакальную тягу производственников и местечковых чиновников попасть «в телевизор»? Возможность засветиться в двухминутном сюжете, а тем более в прямом эфире местного канала заставляет этих людей надевать чистую спецовку или самый праздничный костюм, в срочном порядке делать модельную стрижку у самого дорого в городе мастера и даже говорить литературным языком. При этом они даже не задумываются (или не догадываются?), что зрительская аудитория этого местного телеканала в час пик, когда их портрет появится на телеэкранах, намного меньше, чем число читателей местной газеты. То есть польза от «засветки фейса» по телевизору совершенно ошибочно оценивается гораздо выше, чем возможность собственного пиара в газете, которую прочитает гораздо большее число людей.

А вот всеукраинские каналы, конечно же, опережают по рекламному потенциалу печатные издания регионального масштаба. Но и здесь, готовясь к встрече со столичными корреспондентами и операторами, будущие телезвезды перегибают палку. Вы когда-нибудь видели, как ждут столичных телевизионщиков? Силовики вводят едва ли не казарменное положение, сопровождающие лица изыскивают резервы для того, чтобы напоить и угостить, а сами герои будущих сюжетов (они же заказчики «материала») ждут чуда в виде собственного перевоплощения в мудрых и обаятельных руководителей, политиков, бизнесменов. При этом часто забывают, что «материал» часто бывает заказной и уже проплаченный, и не обращают внимания на такие огрехи, как, например, заранее отснятые «прямые» эфиры…

Но самое интересное, что «звезды», взлелеянные на местных телеканалах, путем карьерного роста нередко забираются в довольно высокие столичные кресла. Вырастают в киевских политиков, олигархов средней руки и просто депутатов. Ведь не сразу рождаются президентами, премьерами или лидерами оппозиции. Люди «растут», а маниакальная привязанность к ТВ сохраняется и даже обостряется. Если вы включите вечером телевизоры и начнете переключать каналы, то обязательно придете к довольно банальному выводу. У нас масса ток-шоу с участием представителей так называемой политэлиты, лица в принципе одни и те же, буквально каждый день мы видим их в прямых и не очень эфирах, многих не единожды за сутки. Причем не в роли экспертов, дающих короткий комментарий в перерыве между парламентскими заседаниями, а в роли постоянных, многочасовых гостей студии.

У меня возникают вопросы: Когда работают эти люди, занимающие высокие и ответственные посты? Когда они готовятся к телеэфиру, тем более, если у нас даже министры выступают в роли телеведущих? Занимаются ли они чем-либо, кроме подготовки к выступлениям на ТВ? Вы можете сказать, мол, они публичные политики и положение обязывает «светиться», что-то с умным видом вещать и дискутировать с оппонентами. Но разве в штатном расписании правительства, парламента или секретариата Президента есть должность «публичный политик»?

И еще вопрос, если эти люди, официально управляющие страной, буквально живут в телевизоре, что они могут знать о реалиях жизни простого народа? И откуда у них может появиться время, чтобы узнать о наших проблемах, а тем более найти пути их решения, если надо готовиться к съемке?.

Но говорящие головы наших политиков обречены на забвение. В том числе и потому, что сделали ставку на ТВ. И не только потому, что своими лицами и произносимыми речами вызывают тошноту у зрителей, хотя и это весомая причина: вы вспомните, сколько ваших знакомых не смотрят телевизор, потому что «достали эта политика, негатив и чернуха». Самое главное – телевидение постепенно начинает проигрывать другим средствам массовой информации! И это не мое личное мнение-предубеждение. Вот, например, только одна цитата из отчета участника 10-й Всемирной конференции «Редактор.Маркетолог», организованной Всемирной организацией газет и проходившей в Амстердаме в 2007 году (раздел «Общие настроения»): «Газетный бизнес – растущий бизнес. Это звучит неожиданно только потому, что это, кроме всего прочего «пожилая» отрасль. Ей уже 400 лет. Отрасль пожилая, но не устаревшая. Согласно исследованиям, она продолжает держать 35% мирового рынка рекламы. У Интернета пока 18%. Да, Интернет растет, и это соотношение будет меняться, к 2011 году показатели сравняются. Но издатели уже выиграли то время, которое было им нужно для того, чтобы отреагировать на экспансию новых технологий. Ведущие издатели сами вышли на новые сверхтехнологические сектора рынка и уже успели занять на них лидирующие позиции. При этом сохраняющееся на сегодня небольшое преимущество ТВ имеет тенденцию к уменьшению. ТВ переживает сложнейший период из-за коренных изменений в стиле жизни аудитории. Газеты в гораздо меньшей степени подвержены негативному влиянию этих процессов. Газета – СМИ будущего, поскольку лучше, чем ТВ, приспособлена к охвату различных социальных слоев и потребительских групп».

У кого лучше перспективы – покажет время…