Влияет ли Интернет на политическую погоду в Украине?

05.03.2012 23:18:00

Вынужден огорчить тех, для кого сегодня мерилом популярности и влиятельности в обществе является Интернет. Сообщу, может быть, шокирующую для этих людей новость: интернет в Украине пока что не оказывает на украинский электорат большого влияния. Если не сказать больше.

Почему огорчить? Да потому, что многие осовременившиеся политики пытаются (по примеру Обамы?) раскрутить себя в интернете, искренне и наивно полагая, что это может оказать какое-то влияние на электоральные настроения людей. Технологию раскрутки в сети интернет в 2009–2010 годах пробовали запустить штабы кандидатов в президенты Сергея Тигипко, Арсения Яценюка, Анатолия Гриценко. И хотя эти попытки провалились, политики продолжают искать своих сторонников в интернете — и даже достигают каких–то результатов. Например, партия Анатолия Гриценко показывает хорошие цифры поддержки на всех интернет–опросах.

Но дело в том, что украинский народ в основном своем большинстве в интернете не сидит, народ работает, а на веб-сайтах сидят преимущественно политики, журналисты и те, которым больше нечем в жизни заняться. И вторая проблема для украинских политиков — те, кто сидит в Интернете, на выборы, как правило, не ходит. И поэтому в реалиях политические рейтинги очень значительно отличаются от виртуальных цифр.

А ведь, казалось бы, все продвинутые люди в наше время заходят в Интернет, и именно интернет формирует мнения людей. На самом деле — все немножко не так. Да, именно в интернете сегодня сидит практически вся сегодняшняя элита общества, то есть те, кто тем или иным способом влияет на общество. К этой элите, в том числе, относятся и первая, и вторая, и третья, и четвертая власти. И в интернете сегодня формируются многие идеи и мнения — но каким образом эти идеи доходят до народа? В основном — опосредованным, через массовые средства информации, к которым относятся прежде всего телевидение и печатные средства информации. Интернет пока что в Украине все–таки является уделом избранных.  Которые интернет смотрят, которые реагируют на интернет, которые делают себе там пиар. Но таким образом создается своего рода виртуальный мир, все далее и далее удаляющийся от реалий обычной, простой, народной жизни.

Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на популярные сайты, например, Донецкой области.

КТО СМОТРИТ ДОНЕЦКИЕ САЙТЫ?

В том, что пиар на веб-сайтах — это (пока что) просто дутый популизм, можно легко понять, посмотрев на показатели счетчиков, фиксирующих посещения в Интернете. Один из самых популярных среди таких счетчиков — bigmir)net. Если открыть там, к примеру, страничку сайтов СМИ и периодики, зарегистрированных в Донецке, то можно увидеть, что  самым посещаемым в последнее время является сайт газеты «Донбасс» — бывшего рупора Донецкого обкома партии в советское время. По состоянию, например, на 22.36 5 марта 2010 года количество посетителей сайта этой региональной газеты Донбасса за этот день составило 37 904 человек. Хороший показатель, не правда ли? Но — посетителей из Донецкой области bigmir)net зафиксировал в этот же день всего лишь 2 926 человек. Подчеркиваю — из почти 40 тысяч всех посетителей за день. 9986 человек заглянуло на сайт из России, но больше всего зашло на региональный сайт Донбасса посетителей из Киева — 10713 человек. Среднее время просмотра сайта на одного человека – 1 (одна) минута.

Вторым по посещаемости сайтом Донецкой области 5 марта стал сайт Партии регионов — сайт «Комитета избирателей Донбасса» (КИД). На него в этот день зашли 17 572 человек. Донецких из них — 1176 человек. Среднее время просмотра — 1,16 мин. Кстати, самой просматриваемой новостью в это день на сайте КИД стала новость «Есть два документа, свидетельствующие о подкупе Тимошенко, – Богословская» — 8206 посетителей.

Третьим по посещаемости сайтом Донецкой области 5 марта стал сайт «НОВОСТИ.dn.ua: ГЛАВНЫЙ САЙТ ДОНБАССА». Да, он именно так и называется: «ГЛАВНЫЙ САЙТ ДОНБАССА». 5 марта 2010 года этот сайт посетили 13 334 человека. Но донецких посетителей из них — всего лишь 1 674 человека. Киев — 6595. Ну и там Россия, Франция, США и т.д. Среднее время просмотра сайта на одного человека – 1,65 минута.

Четвертым по популярности среди донецких сайтов 5 марта стал сайт «Остров» (не путать с одноименной печатной газетной — это разные СМИ). Интернет–проект «Остров» осуществляется при содействии: Национального фонда поддержки демократии, Фонда развития украинских СМИ Посольства США в Украине и  Международного фонда «Відродження». 5 марта этот сайт посетили 11 505 человек. Донецких из них — 2 801 человек.

Рейтинг остальных донецких сайтов стремительно снижается, поэтому дальше нет, наверное, смысла их анализировать. Разве что можно обратить внимание на количество посетителей, например, «газеты №1 в Донбассе», как она себя называет — газеты «Донецкие новости». 5 марта на этот сайт зашли 1 990 человек, из них донецких — 812.

Сайт «Портал неполітичних новин NGO.DONETSK.UA» 5 марта посетили    638 человек. Интернет–проект Донецкого отделения Комитета избирателей Украины осуществляется при содействии Национального фонда поддержки демократии и Международного фонда «Відродження». Немалые деньги вложены не просто ради влияния на донецкий электорат, но этот сайт принципиально выходит на украинском языке, и, наверное, по замыслу его спонсоров и идеологов, призван украинизировать донецкую публику. Но — 5 марта на этот сайт зашло 217 посетителей из Донецкой области.

На сайт DNL.DN.UA – Новости Северного и Западного Донбасса – “Дружковка и Доброполье на ладонях” 5 марта зашли 1 255  человек, из них донецких — 320 человек.

Подбивая итоги — на самые посещаемые донецкие сайты СМИ заходят около 1500–2000 донетчан в день, на минуту в среднем. Учитывая, что в Донецкой области живет около пяти миллионов людей — о каком влиянии интернета в Донецкой области вообще можно сегодня говорить? Да, людей в интернете сидит много — но ГДЕ они сидят? На сайтах знакомств, на игрушках и других развлечениях. И всё. Политику в интернете смотрят только сами политики. И, разместив свою политическую рекламу (или интервью) в интернете, сами же эту информацию самовлюбленно и подолгу рассматривают. Но на политическое мировоззрение электората пока еще интернет не влияет. Вот такая вот реальная правда.

Анатолий Герасимчук

P.S. Эта статья была написана ровно два года назад. Я ее откорректировал немножко — применительно к сегодняшнему дню. Но что меня самого удивило — отсутствие роста посетителей. Даже более того — посещаемость некоторых из названных сайтов за это время  не только не увеличилась — она упала. Конечно, это связано в том числе и с появлением ряда новых интернет–проектов. Но замечу также, что в этот же период значительно выросли тиражи некоторых печатных газет, издающихся в Донецкой области. Но это — тема другого разговора….

Источник: UАргумент