Опубликовано: 31.01.2014 21:58:47

Мы все, словно дети, ожидаем чуда. Но если даже взрослые ждут от любого праздника волшебства, то что уж говорить о детях.

Сведения о  дошкольном учебном учреждении № 393 «Познайка» управления образования Донецкого городского совета включены в информационно–имиджевое издание «Флагман образования и науки Украины». Атмосферу радости в этом  уютном  детском саду  создают 63 сотрудника. Ежедневно  в любимый садик родители приводят 275 детей. Секретами методики воспитания, своими   открытиями  с нами поделилась заведующая ДУУ № 393, отличник образования Украины, лауреат премии Верховной Рады Украины, кавалер знака «Золотое сердце» управления образования Донецкого городского совета Вера Васильевна Обыденная.

—  Есть такой замечательный афоризм из мультика: «Как вы яхту назовете — так она и поплывет». Скажите, Вера Васильевна, имеет ли значение как   называется детский сад, влияет ли  название на стиль работы?

— Да. Я полностью согласна с этим афоризмом. Нашему дошкольному учреждению в будущем году исполнится 25 лет. Когда в 1989 году открывали детский сад, придумали ему название «Алые паруса» — предполагая, что  в его стенах  для детей будет сказочная атмосфера, вера в чудеса, исполнение заветных желаний, стремление к лучшему, новому. А вот в 1999 году по инициативе редакции международного детского журнала «Познайка» и при поддержке управления образования Донецкого горсовета, а также Института последипломной подготовки работников образования наш детский сад был переименован в ясли–сад «Познайка». И это не случайно, ведь наш опытный, сплоченный, дружный коллектив вместе с любимыми дошколятами всегда стремится к новым познаниям, открытиям, к новым вершинам. По методике нашего научного руководителя — доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой дошкольного и начального образования Луганского университета Натальи Васильевны Гавриш  мы расшифровываем имя дошкольного учреждения,   названия групп, имена детей, сотрудников:

ПОЗНАЙКА — это: П — позитивные, О — обаятельные, З — закаленные, Н — находчивые, А — активные, Й — интеллектуальные, К — классные, А — артистичные.

— Чтобы между родителями и сотрудниками ДДУ не возникало недоразумений, существуют родительские собрания. Современные родители их активно посещают? Какие вопросы чаще всего задают? Какие темы вы им предлагаете для обсуждения?

— Современных родителей трудно чем–то удивить. Вокруг столько информации: интернет, телеперадачи, мастер–классы для молодых мам и пап и поэтому «сухие» родительские собрания им не интересны. Больше всего нашим родителям нравится видеть, чем занимаются с его ребенком, поучаствовать в этом процессе. Для этого мы проводим Дни и Недели открытых дверей.

Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в  нашем детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас — «желтый день», мы будем жить в желтом цвете.

Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой–нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозированно — на 2–3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка — на целый день. А какие шикарные поделки совместно с детьми делают воспитатели, наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Иногда даже не верится, что все это сделано своими руками. И конечно, наши малыши — удивительные выдумщики. Так, встречая, зиму, Новый год, каждый придумывает что–то свое.

— Как в семье подготовиться к тому, что ребенок начнет посещать детский  сад?

— Почти в каждой семье, где есть ребенок, рано или поздно наступает важный и поэтому волнительный момент — когда приходит время идти в детский сад. Это серьезное событие в жизни каждого малыша, и поэтому оно достойно особого внимания со стороны родителей. И в силах родителей облегчить этот этап — помочь преодолеть его с минимальными психологическими затратами.  Рекомендации по адаптации:

Подготовку к детскому саду можно начинать уже в год, включая малыша в группы детей (развивающие занятия, коллектив детей на прогулке), для того чтобы начать приобретать опыт общения.

Очень   важно развить навыки самообслуживания, самостоятельность ребенка. Помочь развить подобные навыки могут занятия, в содержании которых есть подобные задачи: упражнения на застегивания–расстегивание кнопок, пуговиц, пересыпание–переливание.

Важно за 1–2 месяца до приема ребенка в детский сад привести в соответствие распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения. Делать это нужно постепенно.

Разговоры о садике с ребенком должны носить позитивную окраску. Подчеркивайте преимущества садика: сколько новых друзей появится, как в садике интересно, весело, познавательно, много игрушек и разных игр.

Многие дети хотят ходить в детский сад, но не могут, так как еще слишком маленькие и многое не умеют — подготовка может придать ребенку ощущение взрослости, «особенного» и очень ответственного положения —  он уже вырос и может ходить в детский сад. Читайте стихи, рассказы про детский сад. Помогите ребенку легко войти в детский коллектив. Ведь он впервые расстается с домом, с родителями. Не оставляйте ребенка в первые дни на длительное время.

При расставании с ребенком будьте уравновешены и спокойны, ведь ваше состояние полностью передается ребенку. В период адаптации ребенку еще больше нужна ваша эмоциональная поддержка. И не забывайте, ребенок хорошо чувствует вас! Будьте спокойны! Терпения вам!

— Вы советуете родителям, которые готовят ребенка к посещению детского сада, читать рассказы и стихи на эту тему. А сами в свободное время что любите читать, какую музыку слушать?

—  Книги из серии «Жизнь замечательных людей». Сейчас больше люблю читать книги, позволяющие понять Вселенную, научиться помогать себе и другим людям (Луиза Хей, Лиз Бурбо, В.Синельников, В.Зеланд). Слушаю классическую музыку, бардов, добрые детские песни.

—  А в чем «изюминка», особенность детского дошкольного учереждения «Познайка»?

— Наш педагогический коллектив считает важнейшим направлением работы укрепление здоровья детей.

Мы стараемся комплексно подходить к педагогике оздоровления,  важно единство и взаимопроникновение физического, психического и духовного  воспитания дошкольников, формирование двигательной сферы и создание психолого–педагогических условий развития здоровья детей  на основе их творческой активности, тесных взаимоотношений  всех видов оздоровительной деятельности совместно с семьей.

Мы  начали с создания развивающей оздоровительной среды, которая включает в себя спортивный и тренажерный залы, плавательный бассейн, массажный кабинет, уголки уединения и цветотерапии, «островки» отдыха, пуфики «комфорт», разнообразные дорожки «здоровья» в групповых, мини–стадионы в спальных комнатах. В спортивном зале используем модульный комплекс «Забава».

Особенно гордимся бассейном, который в 2008 году отремонтирован  Управлением образования Донецкого горсовета. Он отвечает всем современным гигиеническим нормам и требованиям — идет постоянный подогрев воды, фильтрация. Дети овладевают навыками плавания, используя круги, плавательные досточки, нудлсы.

Мы определили для себя задачи, формы и методы работы, ориентированные на развитие здорового, жизнерадостного ребенка.

Проделанная работа дала возможность дошкольному учреждению еще в 2003 году войти в Европейскую сеть школ укрепления здоровья.

Европейская сеть, как ведущая международная организация, нацелена на пропаганду здорового образа жизни и распространение знаний в области здоровья в обществе. Она сосредоточена на сокращении различий в здоровье детей путем создания благоприятной среды в учебном учреждении. Быть членом Европейской сеть школ здоровья    — это значит: постоянный поиск новых технологий, создание условий для роста профессиональных возможностей педагогов и родителей по развитию культуры здоровья детей.

—   Какие новые методы, технологии используете в работе с детьми?

— Мы используем такие инновационные технологии, как: валеокоррекция, использование которой в режиме дня  повышает умственную деятельность путем активизации мозгового и периферического кровообращения. Во  время занятий воспитатели проводят  3–4 упражнения для язычка, глаз, позвоночного столба, произносят звуки на выдохе.

Иммунная  гимнастика позволяет организму получить эмоциональный, оздоровительный заряд. Дети выполняют ее в облегченной  натуральной одежде после утренней гимнастики или сразу после сна, родителям рекомендуем выполнять дома вместе с детьми по выходным дням.

«Этюды души» включают в себя не только укрепление физического здоровья, но и духовного состояния.  С  малых лет ребенок учится любви к себе, к людям, жизни. Только человек, который живет в гармонии с собой, с миром, будет действительно здоров.

Для профилактики ОРЗ используем естественную аэрофитотерапию — наша беседка,  где дети, отдыхая, слушая  сказку, музыку, выполняя  пальчиковую гимнастику или мудры,  дышат целебным воздухом на участке,  а в группах  — солевая лампа, аэраторы, озонатор.

Цветотерапия. Цвет  обладает живительной и целительной силой, он — важнейший элемент интерьера всех помещений нашего дошкольного учреждения. Дополнительно в цветотерапии используем разноцветные светильники, фонтаны, лампы, очки с разноцветными стеклами, сухой душ,   оздоровительные обои Кулешова. Все это  дает возможность  стимулировать умственную деятельность,  расслабиться, способствует профилактике и коррекции в психических, физических отклонениях.

Мудры — это особое положение пальцев, которое используется для сохранения, восстановления и улучшения здоровья. Врачом дошкольного учреждения разработаны комплексы, которые могут проводить воспитатели, инструктор ЛФК и массажа с детьми в свободное время, перед сном, в период инфекционных заболеваний.

Бестинг — проводится как часть физкультурного занятия, повышает самооценку, воспитывает уверенность в себе, развивает психические, эмоциональные и социальные качества ребенка. Дает возможность самоутвердиться в социуме.

Дают положительные результаты  различные  виды массажа.

Комплекс природного оздоровления разработан индивидуально для каждого ребенка, он  предусматривает восстановление психологического баланса через двигательную активность, коррекцию эмоционального состояния и интеллектуальную нагрузку.  Ребенку подбирается недостающий цвет, аромат, растение.

Особое внимание  уделяется детям с нарушением опорно–двигательного аппарата. У нас  функционируют 3 группы для детей этой категории. На  сегодняшний день данная проблема очень актуальна.

— Какие интересные праздники, конкурсы ждут ваших воспитанников в ближайшее время или состоялись недавно?

— В первую очередь  Новогодние и Рождественские праздники, встреча с любимыми персонажами: Дедом Морозом, Снегурочкой, Лешим, Кикиморой, Фрекен Бок и другими. Традиционная выставка рисунков, поделок детей и родителей «Хрустальная сказка». Конкурс по оформлению групп к Новому году. Ко Дню Святого Николая проведена благотворительная акция «Подари ребенку радость» совместно с родителями. Донецкому приюту «Город Солнца» переданы подарки: одежда, игрушки, сладости, а детьми группы «Солнышко» выполнена коллективная работа «Сердечная радость» (дети подготовили и украсили елочку сердечками, в срединку которых вложены конфеты).

— Наверное, вы помните различные забавные высказывания детей?

—   Конечно. Вот недавно Варя рассказывает маме о подготовке к Новому году. «Девочки будут бусинками, а мальчики овощами». Мама уточняет у воспитателя, почему мальчики на Новый год — овощи. Воспитатель: «Они будут Петрушками» (Варя Матураева, 3 года).

Семен Дурнев, 5 лет: «Если руки у меня будут в перчатках, то я узнаю, холодная ли снежинка, поймав ее языком».

Арина Панферова, 6 лет: «Я заказала Деду Морозу дневник с хорошими оценками».

Никита Муругов, 5 лет: «На новогодний праздник надевают костюмы, чтобы не было холодно».

Рома Грушин, 6 лет: «В ночь на Святого Николая Рома забыл посмотреть под подушку. Спрашивает у воспитателя: «Можно я позвоню маме, чтобы она не застилала постель?».

Дима Галавура, 5 лет: «Святой Николай — самый лучший друг и помощник детей».

Димочка поет песенку:

«Порою волк, сердитый волк

Лисою пробегал».

Перед праздником Святого Николая мама предлагает Никите загадать желание.

— А я лучше напишу, — говорит сын.

— Ты же писать не умеешь

— Не переживай! Я напишу цифрами.

— Что вы пожелаете нашим читателям?

—  Существует стереотип, что родители воспитывают детей. Это не совсем так. Очень многому мы учимся у своих детей, а именно — их непосредственности, их наивности и способности радоваться жизни. Они плачут, когда им больно, и смеются, когда им весело. А смеются они от всей души, искренне, до слез. Пусть же эта непосредственность и способность радоваться жизни как можно дольше  сохраняется в вашей жизни и не исчезает под грузом житейских проблем и забот.

Я желаю Вам мира и счастья,

Пусть мечты и желанья сбываются.

Все обиды, болезни, ненастья.

Пусть уходят и не возвращаются!

Пожеланий моих очень  много,

Протяните ладони свои.

Умещу это всё в одно слово:

Я Вам Всем пожелаю ЛЮБВИ!!!

С Верой Васильевной Обыденной беседовала Лариса Бондаренко