В Украине зафиксирован рекордный разрыв в доходах между богатыми и бедными

28.05.2011 15:51:23

Директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины академик Юрий Пахомов рассказал Weekly.ua, что жестокий рецепт успеха сингапурских реформ — «уволить судей и посадить друзей» — может вывести Украину из перечня несостоявшихся государств, составленного ООН. Вот только согласятся ли с такой перспективой друзья президента Виктора Януковича?

— Как вы оцениваете деятельность новой власти?

— Реформы заявлены решительные, и действует власть быстро. Чего только стоят молниеносная подготовка нового Налогового кодекса, новации в сфере образования, грядущие изменения в пенсионном обеспечении и оплате труда. Кроме того, насколько мне известно, вынашивается грандиозный проект реализации на базе Украины общемировой продовольственной программы, а также активно обсуждается практика долгосрочного планирования, подзабытая при прежней власти.

Казалось бы, все это должно вселять уверенность в ускоренной реанимации и экономики, и социальной сферы страны.

Но! Все это было бы так, если бы не одно обстоятельство, способное свести на нет весь возможный позитивный эффект реформ, которые, увы, и так частичны. Обстоятельство это — общее состояние социальной и духовно-нравственной среды в стране. Среда эта впитала в себя за все прошлые годы колоссальный массив злокачественных деформаций. Будучи нереформированной, она способна буквально сожрать благотворные последствия реформ. Более того, может оказаться применимой английская пословица «Нет большего краха, чем успех».

— Какие злокачественные деформации вы имеете в виду?

— Их много, хотя для того, чтобы свести реформаторские усилия на нет, хватит и одной. Скажем, существующей масштабной коррупции будет достаточно, чтобы Налоговый кодекс, а равно и другие сравнимые реформаторские документы бездействовали либо же давали эффект, противоположный замыслу.

Напомню, что все успешные реформы — от реформ Рузвельта до реформ в странах экономического чуда Азии — сопровождались тотальным и радикальным искоренением коррупции. И без этого успеха не было бы.

Показателен следующий эпизод. Когда легендарного премьера Сингапура Ли Куан Ю, сделавшего из «бомжатника» первоклассную страну, спросили: «Как вы справились с коррупцией?» — он ответил: «Придя к власти, я тут же посадил в тюрьму двух самых близких друзей. Далее я за одни сутки уволил всех судей и на их места поставил лучших выпускников юридических факультетов». Да, это было недемократично. Но те же Соединенные Штаты, которые нас учат демократии и следят за нами, как кот за мышью, действия Ли Куан Ю одобрили с восторгом.

— Что еще, кроме коррупции?

— У нас проблемы с собственностью, и это еще очень мягко сказано. Права собственности размыты, процесс ее легитимизации не завершен. Такая ситуация не только тормозит модернизацию и лишает страну долгосрочных вложений, но и провоцирует рейдерские атаки в пользу сильнейших.

В итоге все это ведет к неустойчивости экономики. Выигрывают от этого сильные, а проигрывают слабые, то есть малый и средний бизнес, на котором в благополучных странах зиждется общий успех. А нас пока сопровождают неудачи, потому что бессилие слабых и произвол сильных порождают такие экономические извращения, как крышевание, откаты и тому подобное. Отравляется, по сути, вся социально-экономическая среда, что служит основой масштабнейшей теневой экономики.

— При которой богатые богатеют, а бедные становятся еще беднее...

— Действительно, в Украине зафиксирован рекордный разрыв в доходах между богатыми и бедными. И это еще один фундаментальнейший фактор, нейтрализующий эффект реформ. Конфуцию принадлежит высказывание: «В бедной стране стыдно быть богатым, а в богатой — бедным». У нас же все наоборот.

Если в Евросоюзе разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных шестикратный, то в Украине — 35-кратный, и это не просто постыдно, но и опасно для страны, она может просто развалиться! Кроме всего прочего, такой разрыв провоцирует безысходность и депрессивное состояние у народа. Человек так устроен, что может легко переносить нужду, если тяготы распределяются на всех и имеется надежда на лучшее будущее. Но народ становится недееспособным (особенно по части инноваций), когда коррупционеры роскошествуют, а надежд на будущее нет.

Недавно был проведен опрос, по итогам которого Украина среди 24 европейских стран заняла последнее место по уровню доверия к власти, финансовым компаниям и банкам, оценке гражданами своего здоровья, семейного дохода, распространению взяточничества, ощущению себя активным и энергичным и, наконец, по такому общему критерию, как счастье. Рекордный уровень депрессивности украинской нации, когда-то одной из самых веселых наций, подтвержден и исследованием Всемирной организации здравоохранения в масштабе планеты.

Конечно, причин этому много. Однако именно имущественная пропасть больше всего усугубляет состояние депрессивности. И между этим обстоятельством и попаданием Украины по критериям ООН в число «несостоявшихся» стран связь прямая.

— Что по этому поводу говорит мировой опыт?

— Страны решительно борются с имущественной пропастью. Вообще-то считается, что десятикратный разрыв между бедными и богатыми уже весьма опасен. Скажем, когда в Китае этот показатель стал тринадцатикратным, вопрос вынесли на съезд Компартии КНР. И, понятно, дисциплинированные китайцы вскоре проблему решили.

А если учесть, что мы декларируем наше стремление приблизиться к Европе, то оказывается, что наш способ распределения общественного богатства в корне противоречит применяемым там практикам. В странах ЕС у крупного капитала через налоги и другие механизмы изымается от 40 до 70% прибыли, и это дает возможность перераспределять весьма существенные денежные потоки, в том числе по критериям социальной справедливости.

А у нас именно крупному капиталу обеспечивается щадящий режим.

— Как же тогда отобрать прибыль у крупного капитала?

— Нужно oблагать налогом реальные доходы. Понятно, что при нашей либеральной (а значит, плутовской) экономической практике возможны разнообразные уловки, минимизирующие прибыль. Значит, нужно сделать так, чтобы скрывать доходы стало невозможно.

Я бы обратился к американскому или же, опять-таки, к европейскому методу, действующему безупречно. Наиболее приемлемым в этом смысле для Украины является пример Германии. Там справедливое распределение доходов корпораций обеспечивают «двухъярусные» советы директоров, состоящие из «наблюдательного» и «управленческого» уровней. В наблюдательный совет, кроме мелких акционеров и рабочих, заведомо заинтересованных в выявлении полноценного дохода, входят представители государства, банков и союза потребителей. Естественно, такой состав предотвращает злоупотребления главного акционера, в том числе из-за невозможности совершать сделки «с самим собой». Кроме того, за справедливым распределением дохода следит независимый аудит.

Но даже создание такого прекрасного механизма — явление вторичное. Все зависит, в конечном счете, от политической решимости высшей власти рационально и по справедливости распределить доходы крупного бизнеса. Пока же полной уверенности в появлении такой решимости нет.

Наталья Зайцева, Weekly.ua

ДОСЬЕ

Юрий Николаевич Пахомов родился в 1928 году в городе Кунгур Пермской области. В 1953 году окончил юридический факультет Киевского государственного университета. В 1970 году защитил докторскую диссертацию, в 1988 году избран академиком НАН Украины. Работал советником президентов СССР Михаила Горбачева и Российской Федерации Бориса Ельцина, советником президентов Украины Леонида Кравчука, Леонида Кучмы, премьер-министров Украины (в частности, Виктора Януковича). В настоящее время является советником премьер-министра Николая Азарова. Женат, имеет двоих детей