Тимошенко хочет проводить выборы по спискам, составленным вождями партий

07.04.2014 18:08:40

Она против выборов по правилам, предложенным Евросоюзом

Об этом Тимошенко сказала на пресс–конференции в Донецке, критикуя мажоритарные выборы за подкуп избирателей, сообщает «Украинская правда».

«Модели избирательных кампаний по открытым спискам предполагают похожую модель агитации (как в мажоритарке). Индивидуальный человек идет на округ собирать голоса. Это та же самая мажоритарная система, только в профиль», — сказала Тимошенко.

«Нам ни в коем случае нельзя вернуться к мажоритарной системе», — добавила Тимошенко.

По мнению Тимошенко, «в политике работают коррупционные деньги».

«Нам нужна система выборов, которая минимизирует подкуп избирателей», — добавила она.

Поэтому, по мнению Тимошенко, выборы должны проходить по закрытым спискам, но предварительно их  «надо открывать для анализа гражданскому обществу» и удалять кандидатов, которые вызывают нарекания.

В системе выборов по закрытым спискам очередность кандидатов определяет лидер партии и его окружение, что давно вызывает обоснованную критику из–за кулуарного распределения мест вождями партий. Потому что при выборах по партийных списках соискатель подкупает не избирателей, а вождя партии.

Как известно, система выборов по открытым спискам содержится в проекте Избирательного кодекса, подготовленного вместе с европейскими экспертами при поддержке ОБСЕ.

Но система выборов по открытым спискам имеет также весьма различную трактовку.

Так называемые «открытые списки» бывают в разных вариантах. Есть варианты, где предлагается избирателям в бюллетене ставить номер из списка понравившейся партии — что попросту разрушит весь избирательный процесс. Потому что представьте только, что члены комиссии считают отдельно голоса 450 кандидатов в, к примеру, 20–и партийных списках. Это первое. А второе — это ведь тот же вариант, что и сегодня. Тот же принцип составления списков, и тот же принцип отсутствия конкретного депутата на местах. И третье — это просто иллюзия смены избирательной системы, призванная укрепить роль лидера партии — ведь именно за него проголосуют абсолютное большинство избирателей, по той простой причине, что остальных 449 человек мало кто знает.

Есть варианты, где кандидаты закрепляются за избирательными округами, а в Раду попадают те кандидаты, которые механически набрали большее по сравнению с другими кандидатами во всех округах Украины количество голосов. Но при такой системе кандидаты, например, от БЮТ, пройдут только те, кто будет закреплен за центральными и частично западными округами. А от Партии регионов — только те, кто закреплен за восточными округами. Что, опять таки, работает на раскол страны.

Но есть третий вариант.

Вырабатывается простая схема: кроме обычных избирательных округов утверждаются еще и региональные (областные) округа. Все голоса, отданные за представителей той или иной партии, складываются отдельно по каждой области. И если, допустим, коммунисты набрали в Львовской области голосов на одного депутата от КПУ — они получают в этой области одно депутатское место. Депутатом становится тот, кто достиг наилучшего результата по сравнению с другими кандидатами от КПУ в других округах этой области.

В результате такой системы будет, во–первых, устранена порочная и раскалывающая Украину дискриминация областных партийных организаций при системе пропорциональной: когда депутатами от коммунистов и регионалов становятся преимущественно выходцы с Востока Украины, а депутатами от националистов и национал–демократов — выходцы из Украины западной. И будет устранена дискриминация при системе мажоритарной: когда представители ПР и КПУ обречены на проигрыш в западной Украине, а БЮТ и «Свободы», например, — в восточной Украине. Шанс стать депутатом получит каждый — независимо от региона. Просто в каждом регионе каждая партия получит столько депутатов, на сколько она там заслужила. Но голоса людей не пропадут.

Во–вторых, случаи проталкивания в список людей только по признаку родства с лидерами партий, обслуги и охраны лидеров будут сведены на нет. Стать депутатом получит шанс каждый — но только по результатам оценки его деятельности избирателями. Будут исключены позорные случаи обвинений в кумовстве и родстве некоторых депутатов с лидерами партий. В то же время, если человек достоин быть избранным людьми — то почему нет? Даже если он чей–то родственник. Депутаты не будут всецело зависеть от того, насколько близко и с какой стороны они сумели приблизиться к лидеру партии — а будут зависеть в первую очередь от эффективности своей работы.

В–третьих, исходя из вышесказанного, мы можем получить демократизацию партийных организаций, поднятие роли каждого члена партии. Что не может не сказаться на улучшении общего политического климата в стране.

В–четвертых, при такой системе выборов голоса, отданные за ту или иную партию, не будут пропадать, как при чисто мажоритарной системе. При мажоритарной системе голоса занявших вторые или третьи и т.д. места на своих округах улетают в корзину. При предлагаемой системе набрал, например, БЮТ голосов в Донецкой области на четверых депутатов — получил их. Причем прошли в парламент именно те, кто наилучше поработал. Представляете, как земля, образно говоря, из под копыт будет лететь у кандидатов — ведь получит шанс практически каждый. Но и ответственность перед народом они будут нести постоянно — и честь партии будет зависеть от того, как четыре или пять лет будут работать эти депутаты.

Такой же принцип должен действовать и на местных выборах: все голоса всех кандидатов от партии суммируются на территории района или города, и каждая партия в райсовете или горсовете получает количество депутатских мест пропорционально голосам, поданным в сумме за кандидатов этой партии на той или иной территории.

В предлагаемой системе есть только один недостаток — на какой–то части округов депутатом может стать набравший сравнительно меньшее с другими кандидатами на этом же округе количество голосов. Но зато в каждой административной единице будут соблюдены интересы всех социальных групп и слоев, и в каждом совете будут отображены все политические предпочтения общества.

В чем именно разница?

В чем, скажете, существенная разница такой смешанной пропорционально–мажоритарной системы от этих систем в раздельности? В просто мажоритарной системе выборы выигрывает набравший большее количество голосов по сравнению с другими кандидатами. Иногда для победы достаточно даже 10–15%, а остальные 85–90% голосов нигде не учитываются. И влиятельному мажоритарщику иногда достаточно «договориться» с членами комиссий, чтобы в случае небольшого перевеса переложить бюллетени туда, куда «надо».

В предлагаемой же системе ни один голос не пропадает, и то, кто будет депутатом, зависит не только от результатов на одном округе — поэтому и проведение махинаций может оказаться неэффективным.

Отличие от просто пропорциональной системы состоит в том, что люди все–таки голосуют не за список, допустим, Юлии Тимошенко или Виктора Януковича, а за конкретного депутата на своем округе, и который потом будет стараться, чтобы люди его и в следующий раз избрали. Сегодня же мнение людей депутатов не интересует, депутатам важно мнение только своего партийного вождя.

Поэтому только такая избирательная система — где каждый кандидат от партии закреплен за мажоритарным округом, и люди голосуют не за партию, а за конкретных кандидатов, но все голоса суммируются по партиям — только такая система имеет право называться смешанной пропорционально–мажоритарной.

И только такая система может кардинально изменить всю государственную власть, вернув и власти, и партиям доверие людей. И заложив основы для мирного, цивилизованного перехода нашей страны на демократический путь развития.

Идеальной системы не бывает. Поэтому надо выбирать наиболее близкую к таковой. В Европе люди не голосуют за закрытые списки — люди голосуют за конкретных депутатов. Которые являются лицом партии в избирательных округах.

Сейчас все в руках действующей власти. Согласится эта власть на перемены, реальные, а не бутафорские перемены, спасая будущее не только государства, но и себя, и своих детей — или рискнет усугубить ситуацию, надеясь на русское «авось пронесет»?

Народ пока еще ждет изменений.