Спорный вопрос: что такое жёлтая пресса?

27.05.2011 15:25:32

Как–то дал почитать своему приятелю (человеку весьма эрудированному) свою статью в «UАргументе». Статья ему понравилась. Но у нас возник спор о «жёлтой прессе».

Вопрос спорный. Для кого–то актуальны статьи из итернета, кто–то испытывает оргазм, читая последние страницы.

Лично меня интересуют письма читателей. Газеты серьезные уделяют этому много места. Дешёвые — те в погоне за сенсациями. Открывая, к примеру, газету «2000», я, в первую очередь, читаю вкладыш «Свобода слова» и переписку читателей.

Как говорится, каждому свое. В том числе и право серьёзного читателя искать свою газету.

Почему пишут люди? Кто–то может съязвить: вот я, мол, полный неудачник по жизни, зато меня печатают в газетах. А кто–то вспомнит вечное: «Делай что должно, и пусть будь что будет». Такие мысли навеял последний номер газеты (№45). Опять с интересом прочитал статью Юрия Муромского «Будем посмотреть». Хотя и не всегда разделяю позицию автора, уважаю его гражданскую активность. Понравилась заметка Фёдора (так подписана статья) «Почему они крысятничают». Вызывает уважение толерантная попытка разобраться в происходящем Татьяны Серёжкиной (статья «Территория лжи»). Жаль, мало печатает газета статьи наших донбасских авторов. Что, нет умных мыслей?

Я думаю, подписчики газеты больше оценят искренний крик души, нежели раскопки в трусах у знаменитостей–однодневок. Такого добра — хоть завались а обычной макулатуре.

Но больше всего зацепило четверостишие из статьи «Х–фактор». О людях, которые должны прийти на смену прогнившей власти:

«Вони прийдуть.
Вони вже йдуть.
Я чую їх кроки.
Хоча, можливо, це лише гупає моє серце».

Вот этим интересны мне письма читателей. Они не зарабатывают на своих статьях, не надеются протиснуться во власть, не манипулируют чужим сознанием. Человек просто стремится высказать всё, что наболело у него на душе. Бескорыстно. Что, удивительно?

Опять же — каждому своё. Помните, как Христос гнал торгующих их храма?

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» — сказано в Новом Завете. Не зря на Руси испокон веков уважали блаженных — дурачков, по нашим меркам.

Считаю, что для общества, погрязшего в полном «пофигизме» и получающего сполна то, что оно заслужило, подобные письма — есть слабая надежда на спасение. Не извращенцы, ковыряющиеся в испражнениях, способны вывести это общество из тупика, а подвижники.

Ибо «по плодам их узнаете их».

Вячеслав ЕРМОЛАЕВ, г.Шахтёрск

От редактора

Я благодарен нашему читателю Вячеславу Ермолаеву за поднятую им актуальную тему.

Он пишет, что его приятель, «весьма эрудированный человек» о газетах отзывается пренебрежительно: «желтая пресса». В связи с тем, что мне, к сожалению, такой термин приходилось слышать не один раз, и, как правило, от людей, только лишь именно «весьма» эрудированных (которые знают на 100 слов больше, чем остальные), выскажусь на эту тему, и, возможно, резко. Потому что такие люди, плюющие через губу, на поверку оказываются, как правило, исповедующими в жизни своей именно «желтую мораль», которая выражается и неправомерно высокой степени субъективностью, и своим личным поведением.

А вообще–то, слово эрудиция происходит от латинского eruditio — ученость, познания, и обозначает глубокие всесторонние познания, широкую осведомленность.

Как в шутку грубо говорят, эрудированный человек должен отличать Баха от Фейербаха, Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля, кобеля от суки, а суку от порядочной женщины.

А для того, чтобы отличать «желтую прессу» от массовой прессы, даже не нужно иметь глубокие всесторонние познания. Тем не менее, многие люди, все–таки, не очень разбираются в значении этого термина.

Что же это такое — «жёлтая пресса»?

«Большая советская энциклопедия» так трактует значение термина «Жёлтая печать»: «Жёлтая печать» — наиболее реакционная, продажная буржуазная печать, которая в погоне за сенсацией публикует вымышленные сообщения, скандальную хронику, компрометирующие «факты» из личной жизни известных людей и т.п.

«Большой Энциклопедический словарь»: «Желтая пресса» — низкопробные периодические издания, публикующие в погоне за сенсацией скандальные сообщения, дезинформацию».

Давайте же чуть более подробно остановимся на раскрытии значения термина «жёлтая пресса» — чтобы наши читатели всегда могли дать четкий и правильный ответ всем тем «весьма эрудированным людям», которые, не разбираясь в сути дела, вешают налево и направо ярлыки.

«Жёлтая пресса» — обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на выдумках, слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующем освещении табуированной тематики. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно–практического знания, а в качестве развлекательного товара. Учредители таких изданий не ставят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости за счет увеличения продаж тиража.

Сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия, сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории занимают господствующее место на полосах «желтых» газет.

Характерным признаком «желтой» прессы является специфика её взаимодействия с аудиторией — на что обратил внимание и В.Ермолаев.

Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности.

Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально–бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией.

«Желтая» пресса ориентируется прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст.

Проведя экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучив тексты этого вида печати главный редактор «Комсомольской правды» в Воронеже», кандидат наук Евгений Сазонов в статье «Феномен «желтой прессы» выделил наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы.

1. Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения, сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.

Во–первых, это интерес к интимным отношениям. Изучаемый тип изданий эксплуатирует данную тему особым образом, абсолютизируя ее сенсационную и биолого–натуралистическую составляющую, порой обращаясь к освещению данного тематического пласта только с одной стороны — порнографической. «Желтая» пресса игнорирует главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие достаточно веских причин для нарушения табу.

Во–вторых, «желтая» пресса не ограничивает глубину проникновения в частную жизнь людей, оказавшихся в центре общественного внимания, этическими границами.

В–третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей.

2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Освещение реальных сенсаций в «желтой» прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. Во–первых, массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к соразмышлению, но всегда — к сопереживанию. Кроме того, сенсационность «желтой» прессы часто является ложной, сообщения об ошеломляющих фактах, не имевших места в действительности, обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью».

Искусственные сенсации — своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие — недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность — с другой.

Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из–за этого человек не получает полного, завершенного знания.

Избыточность — усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.

3. Третья типологическая черта «желтой» прессы — тематический эклектизм. В отличие от «желтых», в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от информационной ценности. Не допускается вынесение на первые страницы чисто развлекательной информации. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из–за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь на одной странице самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования.

Яркими примерами тематического эклектизма сегодня являются, к примеру, такие газеты, как та же «Комсомольская правда», которая — обращаю внимание — занимает первое место по количеству читателей по России (35 млн тираж за 2008 год).

Как видим, ни по одному из трех основных характеристик наша газета не подпадает под определение термина «жёлтая пресса»: у нас нет эпатирующего освещения табуированной тематики, у нас нет ложной, искуственной сенсационности, и нет тематического эклектизма — в газете соблюдается иерархия рубрик и тем в зависимости от информационной ценности.

А вообще на территории СССР первые представители «желтого» направления появились в 90–е годы XX века — таблоид «Экспресс–газета» и еженедельник «Мегаполис Экспресс», которые, наряду со «Спид–Инфо», стали эталоном бульварной прессы в 90–е годы. Из российских газет — это «Жизнь», «Жёлтая газета», «Твой день», «Тайны звезд». В 2009 году российская Общественная коллегия по жалобам на прессу, в состав которой входят известные журналисты Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе, Даниил Дондурей, Алексей Кара–Мурза, Михаил Ненашев, Георгий Сатаров, признала жёлтой газету «Известия», которая, по мнению членов коллегии, в настоящее время из респектабельного, «качественного издания» перешла в разряд бульварных газет. По своему оформлению и позиционированию качественной газетой является «Коммерсантъ», но в значительной степени свое существование он начал со скандальной сенсации, когда в 1991 году был опубликован псевдорепортаж о презентации компании ВИD, на которой якобы «напился Иосиф Кобзон», при этом самого певца в тот день не было в стране.

Если брать газеты, издающиеся в Донецкой области, то типичными образцами «жёлтой прессы» можно, например, назвать издания «Ёж», «7Я», «Публика». Но что, опять–таки, характерно — только одна мариупольская газета «7Я» (которая в этом году перешагнула рубеж 200 тысяч тиража, и продолжает стремительно расти дальше) превысила тиражи, наверное, всех «старых» (издающихся со времен СССР) газет Донецкой области, вместе взятых. Даже «КП», «Факты», «АиФ», «Труд», «МК», «ВД», и многие другие газеты в Донецкой области сегодня имеют разовые тиражи от трех до максимум девяти тысяч (хотя «гордо» обозначают в исходных данных десятки и даже сотни тысяч тиражей).

И скажите, какая из названных (а так же неназванных) газет имеет право называться сегодня абсолютно и сугубо серьезной аналитической газетой? Из украинских газет разве что «Зеркало недели» — одна–единственная. И всё. Но и там есть рубрики «культура» и «здоровье», статьи из которых тоже иногда можно трактовать так или иначе. Кто–то может назвать партийные издания — но и там ведь присутствует элемент «желтизны», а именно «однобокость».

И еще. А как сегодня можно назвать телевидение, подающее, как правило, одностороннюю информацию, выгодную, обычно, только власть имущим?

Возвращаясь именно к «желтой прессе» и её месту в обществе. Ярким представителем немецкоязычной жёлтой прессы является самая тиражная газета (то есть, самая читаемая) Германии, немецкая ежедневная иллюстрированная «бульварная» газета–таблоид «Bild». Ежедневно её читают около 12 миллионов человек. Издательство этой газеты — медиа–концерн Axel Springer AG (основан в 1946 году) — владеет 170 газетами и журналами в 33 странах мира, количество сотрудников — 9,7 тысячи человек, годовой оборот около 2,4 миллиарда евро.

Если лет 30 назад даже взять в руки эту «газетёнку» для политика было равносильно падению рейтинга, а то и политическому самоубийству, то теперь редко кто из политической элиты стыдится признаться в том, что он читает эту газету: будь это сам канцлер, его министры, боссы концернов, менеджеры ведущих компаний.

Так, Эдмунд Штойбер, германский политик, бывший председатель партии ХСС и премьер–министр Баварии, признался однажды, что «Бильд» («жёлтая газета) всегда у него на столе как пособие по политике, потому что «Bild» определяет повестку дня Германии».

Вот некоторые постулаты этой феноменальной газеты:
— просто о сложном,
— дать по возможности совет в каждой житейской ситуации,
— помочь в борьбе с бюрократами,
— покритиковать власть на всех уровнях.

Неоспоримое достоинство «Бильд» и ее команды: находить темы и проблемы, которые потом обсуждаются по всей стране.

Немецкая интеллигенция может посмеиваться над кричащими заголовками Bild («Ротвейлер загрыз маленького пуделя», «Верона показывает трусики») и над полуобнаженными красотками на первой полосе. Но сегодня ни один здравомыслящий политик не упустит возможности быть упомянутым в благожелательном тоне на страницах Bild — «газеты с картинками».

«Никто не оспаривает влияния «Bild», — говорила пресс–секретарь канцлера Германии Шрёдера Бела Анда (Bela Anda), некогда сама репортер «Bild».

«Bild» — это мегабренд. В Германии газету знают все», — говорит Вольфганг Бок. «Если вы поступите неправильно, «Bild» нанесет удар», — говорит Маркус Седер, председатель комиссии по СМИ в ХСС.

Поэтому давайте уже будем отходить от советской практики приклеивания ярлыков и штампов, и смотреть на мир, окружающий нас, в том числе и на газеты, не через призму давних идеологических стереотипов, и мнимого «чистоплюйства» и чванливости, а как на реальность, которая есть сегодня и сейчас.

Газет «Правда» и «Труд», в том виде, в каком они были в советское время — уже давно нет. Как и нет на теле– и киноэкранах сегодня советских фильмов на производственную тематику. Но мы продолжаем смотреть фильмы о вечных человеческих ценностях — о любви, простых человеческих отношениях, радостях и слабостях: «Белое солнце пустыни», «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Любовь и голуби», «Гараж», «Кавказская пленница», «Операция Ы» и т.д.

Наша газета рассчитана на все слои населения, на всех читателей. Многие из них вообще не приемлют политику, а другие без неё не могут, одним обязательно нужны новости о футболе и боксе, а других спорт не интересует, кому–то очень нравится рубрика «Сад», а кто–то огорода не имеет, многие хотят почитать о здоровье и психологии, кто–то — об истории нашей страны или исторических фактах и личностях мировой истории. И даже в одной семье присутствуют разные вкусы и потребности. Поэтому мы и стараемся давать наиболее широкого круга информацию. Но при этом не переходим границ общечеловеческой морали, у нас нет смакования насилия, порнографии и прочих неприглядных явлений нашей жизни — хотя это самый простой способ резко увеличить тираж и заработать денег.

И большое спасибо всем тем читателям газеты, которые эту газету приняли, которые считают ее интересной, «глубоко содержательной» и, более того, лучшей газетой в Украине на сегодняшний день. И таких людей всё больше и больше. Хотя у нас есть еще над чем работать, и мы будем стараться становиться всё лучше и лучше.

Анатолий Герасимчук