Знать своих героев–патриотов

06.03.2013 20:16:09

Два года назад в Днепропетровске шла дискуссия о смене названия улиц, особенно тех, которые носили названия советских деятелей КПСС и политиков. В том числе и Станислава Косиора, улица которого была на левом берегу Днепра. А он был украинским советским государственно–партийным деятелем, одним из организаторов КПУ, членом которого был с 1917 года, потом секретарем ЦК КПУ. С 1928 по 1938 — генеральным секретарем ЦК КПУ, потом зам.председателя СНК СССР, членом политбюро ЦК ВКП(б), депутатом ВС СССР. Его брат, Иосиф, также был членом ЦИК СССР. И вот такие люди, украинцы, подвергались репрессиям. В 1937 году их трактовали по–разному, но правды не было. «Враги народа» и только? Но недавно я прочел статью известного российского писателя–историка Роя Медведева, где он писал, что С. Косиор был патриотом своей Родины и своего народа, настоящим коммунистом. Был схвачен по навету Берии. Его жестоко пытали в застенках Лубянки, чтобы он подписал протокол, что был «врагом народа». Но он выдержал все пытки извергов НКВД. Тогда они привели в камеру его дочь и начали насиловать при нем. Но Станислав Косиор был тверд духом, выдержал и это. Дочь после этого, выйдя из застенок НКВД, бросилась под поезд и покончила с собой. Теперь мы, днепропетровцы, должны гордиться своим, по сути, героем–патриотом Украины, который любил ее. Он доказал своим подвигом, что сталинский режим был тоталитарным, антидемократичным, пренебрегал свободой слова, что мы имеем частично у нас сейчас.

Каждый горожанин, проходя по ул. Ленина, где стоит памятник Тарасу Шевченко, думает: каким образом он связан с именем Ленина? Почему стоит именно на его улице? Дальнейшее пребывание его здесь — это цинизм для свободной Украины. Улицу Ленина давно нужно поменять или, на худой конец, перенести сюда памятник Ленину, который стоит на центральной площади, а памятник Т.Шевченко перенести на его место или на улицу Шевченко. Он там будет к месту, да еще рядом фонтан.

Ничем не отмечен город своему основателю Екатерине ІІ, Потемкину. Если еще до 1927 г. он назывался Екатеринославом, но потом был переименован в честь своего земляка–большевика Г.Петровского. Ему установили большой памятник на площади у центрального ж/д вокзала. Памятник Екатерине стоял у Горной академии, где сейчас на ее месте стоит Ломоносов. А какое отношение он имеет к Украине и к Днепропетровску, пусть даже как великий ученый? У нас, в Украине, своих достойных хватает, таких как Королев, Янгель, Грушевский, Макаров, Патон и др. Уже давно идет дискуссия о переименовании города в честь его основателя. Но в полукоммунистическом еще Днепропетровске, с его местной администрацией, это вопреки разума горожан. Почему–то свердловчане России еще в 90–х годах переименовали свой город Свердловск на Екатеринбург, а у нас боятся. А памятник Екатерине надо поставить вместо памятника Петровского у ж/д вокзала, а Петровского перенести на улицу, названную в его честь. А то у нас в городе уже ходит анекдот: «Проснувшись, вы включили местное радио, а оттуда: «Говорит Днепродонецк». Вот так скоро и будет.

В.Яковенко, г. Днепропетровск.

От редактора:

По поводу памятника Екатерине ІІ — вопрос очень и очень непростой. Если мы говорим о том, что она (или Потемкин) основала Днепропетровск, то, значит, мы должны понимать это так, что до Потемкина и Екатерины на территории Днепропетровска никто не жил? Скажете, что жили какие–то казаки, или другие поселенцы, но это не считается? Хорошо, а давайте тогда посмотрим на некоторые другие города. Я хочу привести для сравнения только несколько примеров из истории возникновения городов в бывшей Российской империи. Например, города Тамбов, Орел, Самара основаны как крепости. Город Пенза возник в 1663 году как сторожевой пункт.

Южные рубежи России в XVII столетии проходили по территории северной части нынешней Донецкой области. И только упоминание в московских архивах о местности, где был позже построен сторожевой пост с посменно несущими службу казаками из Чугуева, было основанием для определения даты рождения города Славянска, насчитывающего уже более 400 лет. Хотя название свое, и наиболее интенсивное развитие, бывший Тор получил только после появления в этих краях в 1753 году выходцев из Сербии.

Выставление в 1571 году сторожевого поста, где поочередно несли службу 10–12 чугуевских казаков, считается началом основания города Артемовска (бывшего Бахмута).

А что было на месте Днепропетровска? Там, после становления Запорожского казачества и организации ниже по Днепру Сечей, являвшихся преградой на пути татарских отрядов на север, уже с 1500 или 1550–64 годов известно поселение Самарь (Старый Самар) на территории нынешнего пос. Шевченко (Днепропетровск) в низовьях Самары — археологические находки подтверждают существование здесь крупного торгово–ремесленного пограничного поселения. С 1596 года (по данным епископа Феодосия Макаревского) известно поселение у переправы через Днепр — Каменка — ныне в составе города.

В 1635 году польские власти для контроля над перемещениями беспокойных казаков у первого Днепровского порога построили крепость Кодак по проекту Гийома де Боплана. При крепости со временем образовалась слобода. Сейчас это село Старый Кодак на южной окраине города с остатками земляных валов (крепость была срыта по требованиям турков после провала военной кампании Петра I 1711 г.). В 1688 году московскими властями возле городка Самар построена Богородицкая крепость и городок Новобогородицк при ней. Крепость в 1711–м была срыта, а в 1734 г. была отстроена заново, напротив сооружен Усть-Самарский ретраншемент (в районе нынешнего посёлка Рыбальское, просуществовал до 1786 г.).

После войны с Османской империей 1735—1739 годов возникают поселения по Днепру выше Кодака — Романково, Тритузное (1740), Мануйловка (1744), Каменское (Днепродзержинск) (1750), Сухачёвка (1770), Диёвка (1775). Возле Кодака появилось селение лоцманов — Лоцманская Каменка (известно с 1750 года), хутор Чапли (с 1760-х), Одинковка (1776). В настоящее время указанные села входят в состав Днепропетровска и Днепродзержинска, на месте бывшей казацкой слободы Половицы (1743—1795) находится исторический центр Днепропетровска.

Напомню, что у городов Одессы, Днепропетровска, Донецка, Мариуполя, на территории которых были поселения задолго до Екатерины и Потемкина, даты основания — все как один после 1775 года. Что же это такое — 1775 год? Это — год второго и последнего (первый раз это было в 1709 году при Петре Первом) разгрома Запорожской Сечи и официального присоединения земель Сечи к России. То есть города Днепропетровск, Донецк, Мариуполь, Одесса и другие города юго–востока Украины историю свою начинали не в государстве Российском. И, как ни странно, тем самым были лишены права на свою полную историю. А лишил их этого права манифест Екатерины ІІ от 3 августа 1775 года, в котором она провозгласила:

«…Мы восхотели через сие объявить во всей Нашей империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия запорожских казаков».

Именно поэтому, наверное, председатель бюджетной комиссии Днепропетровского городского совета Евгений Морозенко сказал: «Фигуру императрицы Екатерины неоднозначно оценивают в Украине, ведь именно она разогнала Запорожскую Сечь. И установка памятника может спровоцировать раскол в обществе».

Можно по–разному относиться к Олегу Тягнибоку, но он, в ответ на желание днепропетровцев поставить памятник Екатерине, сказал слова, которые не могут не заставить задуматься: «Екатерина Вторая уничтожила Запорожскую Сечь и украинские проростки, ввела крепостное право. Может быть, люди не ориентируются, но она была известна в Европе как «добряча хвойда». Екатерина сделала предков украинцев крепостными, значит, рабство продолжает сидеть в украинцах славной Сичеславщины. Я думаю, что наших людей задурманили еще в советское время, а в последние 20 лет также происходит неправдивое толкование истории. Наша власть не способна трактовать историю Украины через призму Киева, а не Москвы. Это приведет к дальнейшему формированию рабской психологии».

Да, у нас многонациональное государство. И именно поэтому нужно очень осторожно подходить к вопросам истории. История не должна разобщать — иначе уничтожаются основы государственности.

Анатолий Герасимчук