Предлагаю проверку на «вшивость»

21.02.2012 07:32:50

Каждый раз, когда доводится слышать или читать расхожую фразу: «РЫБА ГНИЁТ С ГОЛОВЫ», задумываюсь над тем, а почему оратор или писатель не продолжат её до логической концовки, а именно: «НО ЧИСТЯТ ЕЁ С ХВОСТА». Возможно потому, что не желают как–то задеть, обидеть тех, кому эти слова адресованы, делая упор на какую–то особенную «мудрость народа», его априори неподкупность, честность и порядочность. Спору нет, встречаются и такие, но скорее как исключение, нежели правило, и если в старину подобные персонажи именовали «блаженными», то сегодня «чудаками».

В этой связи вспоминаю, что ещё пару лет назад, в рубрике «Есть такое мнение», к сожалению, не подписавшаяся жительница Днепропетровска в своей публикации поставила точный диагноз нашему обществу, в том числе и автору этих строк, — человек — существо биологическое, СЛАБ и ЗАВИСТЛИВ. Видимо, имея ввиду не физическую немощь, а невозможность устоять перед разного рода соблазнами, определёнными Законом Божьим, как грехи наши тяжкие.

Возможно, у читателя возник вопрос, а как же там «за бугром», в цивилизованном, демократичном обществе? Что там, люди из другого теста замешаны? Да из того же самого, со всеми присущими человеку пороками, просто за сотни (!) лет существования, путём проб и ошибок, а вернее, кнута и пряника, там смогли выстроить далеко не идеальную модель управления — правовое государство. Где верховенство ЗАКОНА (плохого или хорошего, другой вопрос) — норма жизни и для правителя, и для не обременённого властью обывателя. Как в своё время заметил Черчилль: «Демократия тоже имеет серьёзные недостатки, но ничего лучшего за всё время своего существования человечество так и не придумало».

Судя по историческим материалам, публикуемым на страницах обоих «Аргументов», все шансы построения демократического государства были и в Украине, если бы Богдан Хмельницкий не сдал её со всеми потрохами Московии — по определению М. Лермонтова: «Стране рабов, стране господ». Унаследовавшей за триста лет татаро–монгольского ига чисто азиатскую форму правления: «Я начальник — ты дурак», а «Закон, что дышло, куда поверну — туда и вышло». Где на смену золотоордынскому хану пришел кремлёвский государь, позже питерский император, потом московский генсек, плавно трансформировавшийся в президента, по сути, оставаясь тем же диктатором, исповедывающим принцип «что хочу, то и ворочу».

Ещё больший грех на душу взяли в Киеве те, кто в 18–м, погрязнув в склоках и разборках, в отличие от некогда входившей в состав российской империи Польши, так и не смогли организовать вооруженный отпор большевистским бандам, поработившим украинский народ. Сумевшим за семьдесят лет оккупации привить ему бациллу «красной чумы», противоядие от которой, судя по состоянию общества, до сих не найдено. Как утверждают конспирологи и некоторые служители церкви — никаких подвижек в развитии государства не будет, пока центры городов и весей Украины будут украшать истуканы, олицетворяющие пришедшего в 17–м году Антихриста — Ульянова (Ленина), других прислужников Сатаны и Дьявола, а Звезда Люцифера украшать депутатские значки фракции КПУ.

Хотя, на мой взгляд, если представить, что завтра компартийная символика будет выброшена туда, куда ей и положено, на свалку истории, ситуация в Украине вряд ли существенно изменится. И вот почему. Ещё в советские времена, через репризы Аркадия Райкина, фельетоны на страницах газет и даже кино, в общество стали поступать тревожные сигналы о том, что «кое–кто и кое–где у нас порой честно жить не хочет». Находя объяснения таким «отдельным фактам»» пережитками «проклятого прошлого» и «растленным влиянием Запада». А в начале 90–х, подводя итоги «строительства коммунизма в отдельно взятом государстве», актёр и режиссёр Станислав Говорухин снял полнометражный документальный фильм «Так жить нельзя», жесточайше критикующий не только прогнившую «голову», но и невыносимо смердящий «хвост», о чём я, собственно, вёл речь в начале своих размышлений.

Сегодня те, кто не без гордости, вслед за Олегом Газмановым, повторяет: «Я рождён был в Советском Союзе», как–то подзабыли, что именно в СССР такой всенародный «почин», как хищение так называемой социалистической собственности принял настолько массовый характер, что стал одной из причин развала плановой экономики. И гимн «несуна» — «ТЫ ЗДЕСЬ ХОЗЯИН, А НЕ ГОСТЬ, ТАЩИ С ЗАВОДА КАЖДЫЙ ГВОЗДЬ» был одним из хитов начала 70–х. Гарантированная оплата труда, без учёта качества выпускаемой продукции, породила исключительно советский, не встречающийся нигде в мире стиль работы — СХИМИЧИТЬ, СХАЛТУРИТЬ, СЛЕПИТЬ ГОРБАТОГО, а пьянство на производстве, в том числе и женский алкоголизм, стало носить характер НАЦИОНАЛЬНОГО БЕДСТВИЯ. Всеобщая «занятость», выдаваемая за ликвидацию безработицы, породила всевозможные НИИ, какие–то конторы и «шарашки». Сотни тысяч сотрудников которых маялись от безделья с утра до вечере, время от времени привлекаемые к уборке улиц или поездки «на картошку» в подшефный колхоз. Тотальный дефицит продовольственных и промышленных товаров материализовался в непереводимое на иностранные языки слово «БЛАТ». А так называемые «ПРИПИСКИ» во всех отраслях экономики стали предтечей нынешней системы РОЗ — распил, откат, занос средств, «спускаемых» из бюджета.

Не лучшим образом выглядел и широко рекламируемый в те времена «моральный облик строителя коммунизма». Так, «интернациональное воспитание подрастающего поколения» обернулось тем, что выходцев из Средней Азии иначе как «чурками» не называли, жителей Закавказья — «хитрожопыми армяшками». Прибалты традиционно ассоциировались с «фашистами», украинцы — «жлобами», давящимися куском сала. Разумеется, вездесущие «жиды», которые, по определению песенки времён моей молодости: «Украли, я знаю, они у народа весь хлеб урожая минувшего года…, если в кране нет воды, воду выпили жиды…, пастернак и сельдерей, что ни овощ, то еврей» и т.д. Ну и венец памятника «советской дружбы народов» — многострадальный анекдотичный чукча, один из представителей глубоко презираемых в самой России касты «нацменов».

Свою лепту в деградацию личности вносила и армия, где «дедовщина» уродовала молодые, неокрепшие души не хуже пресловутой «зоны», поставляя в общество уже состоявшихся маньяков и садистов, многие из которых по комсомольской путёвке шли на работу «в органы». Об одном из таких персонажей пел второй в моей личной иерархии бардов, после Игоря Талькова, Александр Новиков: «Там у киоска «Пиво–воды» стоял советский постовой. Он вышел родом из НАРОДА, как говорится, парень СВОЙ». Тем самым подтверждая версию о том, что все бывшие, нынешние, а скорее всего и будущие «можновладци» и их ставленники на местах, до мастера ЖЭКа включительно, не из космоса прилетели, не были заброшены на постсоветское пространство иностранными разведками, а являются продуктом воспитания той среды, в которой прошли их детство и юность. О чём, собственно, свидетельствуют и неутешительные результаты сегодняшних социологических опросов, когда 90% их участников заявляют о готовности давать и, разумеется, брать взятки, более 70% рассматривают «хождение во власть» как возможность личного обогащения. От себя я бы добавил, что не только власть обеспечивает более чем комфортные условия бытия путём мздоимства. Опубликованная в одном из январских номеров газеты статья «Почему врачи брали, берут и будут брать взятки?» — убедительное тому подтверждение. Хотя, как гласила некогда популярная рубрика в одной из советских газет — «На его месте мог бы быть каждый», т.е. не только врач, но и преподаватель школы или вуза, инспектор Горводоканала, Энергонадзора. Впрочем, всех, чьё жизненное кредо определяется, как «от себя только курица гребёт», или «быть у воды и не напиться», не счесть. Кстати, разворачивающийся в Украине очередной «кассетный» скандал даёт основание предложить читателю своего рода проверку «на вшивость» или, как сейчас говорят, тест — попытаться предельно честно ответить самому себе на вопрос: «Как бы он поступил на месте Романа Забзалюка?». Для почина, положа руку на сердце, скажу, что вряд ли предал бы факт получения взятки огласке, да ещё в таких фантастических по моим меркам размерах.

Подводя итоги своих, прямо скажем, невеселых размышлений, с определённой долей уверенности могу констатировать, что в обозримом будущем мы вряд ли будем жить в правовом государстве с законопослушным населением. Даже если пофантазировать и представить НЕВОЗМОЖНОЕ, что первые лица в стране, паче чаяния, обретут репутацию Махатмы Ганди или матери Терезы, ситуация ни коим образом не изменится. Поскольку одной ложкой дегтя можно испортить бочку мёда, но никогда даже половник этого сладкого продукта не изменит вкус дёгтя, в бочке которого, образно говоря, болтается практически всё общество. Сколько будет продолжаться это «купание» — судить не берусь. Моисею понадобилось сорок с лишним лет таскать соплеменников по пустыни, пока не умер последний еврей, рождённый в рабстве. Наследие «совкового» прошлого во сто крат тяжелей. В принципе, положительную роль могло бы сыграть постепенное приобщение к общеевропейским стандартам, через ассоциацию с ЕС, однако последние события во внешнеполитическом спектре настраивают на минорный лад. И это не может не огорчать, когда в угоду личным амбициям небольшой кучки правителей приносится судьба целого государства.

Юрий МУРОМСКИЙ,
г. Донецк

P.S. В минувшую пятницу, выступая с отчетом о проделанной работе, министр МЧС Виктор Балога рассказал нардепам, что наибольшее количество жертв, в т.ч. и со смертельным исходом, после резкого похолодания отмечено в регионах, где на улицах и площадях присутствует памятник Ленину. Тем самым косвенно подтверждая версию, озвученную в начале моей заметки.