Открытое письмо главному редактору еженедельника «UАргумент»

06.03.2013 19:12:26

Уважаемый Анатолий Андреевич, я являюсь давним поклонником Вашего издания и с большим вниманием и интересом всегда знакомлюсь с тем материалом, что предлагает газета широкому кругу своих читателей. Иногда и не соглашаюсь с мнением авторов публикаций, ведь каждый гражданин нашего многонационального общества имеет бесспорное право на свою точку зрения по тому или иному вопросу, не навязывая другим — на то у нас сегодня в государстве существует свобода слова.

Когда–то, я уже сейчас точно и не помню, в каком это было году, я обращался к Вам с вопросом: «Как вы относитесь к высказыванию вождя пролетарской революции В.И.Ленина о печати, что газета, как печатный орган, является не только пропагандистом и агитатором, но и великим организатором широкого круга масс в деле построения нового общественного строя — справедливого и демократического».

Вы тогда дали уклончивый ответ, сопроводив резюме, что газета сегодня должна нести в себе функции другого направления и характера. Она должна быть в первую очередь интересной, читабельной и не должна призывать к насилию и дестабилизации общественного порядка в стране, к межнациональной розни среди гражданского общества, а быть консолидирующим звеном. При этом она регулярно обязана на своих страницах помещать, если формат издания позволяет это делать, резко полярные мнения читателей и корреспондентов, т.е. в полной мере отражать весь спектр мнений, суждений, и не становиться на ту или иную сторону, а постепенно приучать наших читателей, граждан, подписчиков Вашего издания прежде всего думать и решать каждому в индивидуальном порядке, делать вывод: что такое хорошо, а что такое плохо.

При этом в каждом номере еженедельника «UАргумент» Вы завели правило: на второй и третьей странице помещать внизу ссылку такого характера и содержания: «Редакция не несет ответственности за содержание публикуемого на своих страницах и не разделяет их мнений — в случае чего — обращайтесь к авторам этих заметок». Что ж резонно и справедливо. И с этим нельзя не согласиться, ведь мы с Вами начали жить при другом общественном строе, где все продается и покупается.

Длительное время Вы долго придерживались своего взгляда и старались следовать этому правилу — или мне это только показалось? Но косвенно (особенно это стало заметно в последние два года) в издании «UАргумент» нарастающим потоком регулярно стали появляться статьи и мнения различных авторов одного направления, призывающие резко отрицательно, даже враждебно, относиться ко всему, что нас объединяло до сих пор, — Украину и Россию, т.е. кумиропоклонниками. А отдельные политики, если их еще можно так назвать, дошли до того, что, не стесняясь в своих выражениях, называют нас пятой колонной и ядовитыми грибами на земле Украины. Приводить и повторять все это — нет смысла. Волнует и возмущает тот факт, что уважаемое издание стало охотно предоставлять свои страницы для такого рода нечитаемых суждений. Чего только стоит статья Э.Лимонова — российского «деятеля» — в одном из номеров «UАргумента», где он прямым текстом вещает, что украинцы и россияне — это не славяне и не братья, а давнейшие антагонисты по сути своей и ни о какой дружбе в этом случае и речи быть не может.

Апофеозом всего этого явилось прошлогоднее многостраничное повествование талантливого писателя Н.Никулина, где он дает «Правду о русском солдате». Показывает сущность и характер души русского человека, робота, фанатика с низкими интеллектуальными способностями, животными инстинктами, насильника и грабителя, нравственного урода. Гнетущее впечатление производит это повествование. Может, то, о чем живописует автор, изображая русского солдата как болвана, не способного здраво мыслить и рассуждать, а слепо выполнять приказы своих начальников (командиров роты, батальонов, полков и др. подразделений), занимающихся в то военное лихолетье только пьянкой и весельем в кругу девиц легкого поведения, и было на самом деле. Я не собираюсь ставить под сомнение всю эту грязь и накипь среди советской армии. Ведь точно гласит пословица: «В семье — не без урода». Может, в этой семье армии и на фронтах — от Балтики и до Черного моря — и были такие подонки, но ведь не они решали и решили судьбу своего Отечества, занимаясь всю войну только неблаговидными делами. Ведь в этой многомиллионной семье участвовали не только русские, но и украинцы, белорусы, татары, казахи и другие народы. Конечно, среди этой огромной массы были негодяи и мерзавцы. Тяжело и горестно делается на душе после всего этого прочитанного. Если бы автор взял бы да озаглавил сей труд как «Горькую правду о советском солдате» и в конце повествования дал свое заключение–эпилог в такой форме: «Все то, о чем я повествовал и видел собственными глазами — это были многочисленные эпизоды этой страшной войны, а не сплошная вакханалия, и наши «герои» верили и приближали победу, а простой русский труженик–солдат — он составлял духовную основу фронтов и армии. Он же дал собирательный образ русского солдата–воина того времени, как в свое время дал А.Твардовский собирательный образ в своей поэме «Василий Теркин».

Но всего этого не случилось. Автор оставил своего читателя в горьких раздумьях с недоуменным вопросом: как же могла выиграть такую битву страна с такими недочеловеками?! И кто же он на самом деле — русский человек? И какой судьбы он после всего этого в будущем заслуживает?

Если бы в «UАргументе» была только одна статья такого содержания. Редактор в своем давнем резюме об этом красноречиво сказал — весь спектр мнений нужно отражать всегда. Я не собираюсь подсказывать, когда можно и нужно печатать все то, о чем считает гл. редактор — это его прерогатива, в каких дозах подавать материал. Меня возмущает и не дает покоя мысль: «Почему уважаемое издание от спектра–палитры взглядов своих читателей и корреспондентов различного толка и характера перешла к одной лишь краске — черной: насчет всего того, что касается отношений двух братских народов. Чем все это объяснить? Почему сделан такой резкий крен? Что это, заказ души и сердца или креатив?! Почему мы должны с недоверием и недружелюбно смотреть один другому открыто в глаза, не держа камня за пазухой? Какие политики подталкивают к таким действиям? Ведь путины, медведевы, януковичи приходят и уходят, а народ остается, и в чем его вина, что отношения между Россией и Украиной складываются не так, как того хотелось бы гражданам своих стран.

Народы Украины и России не настолько бестолковые, чтобы не разбираться в таком жизненно важном вопросе. Кто есть кто и кому можно и нужно доверять… Однажды Лев Толстой сказал: «Мне совестно писать о нашем торжестве–победе, не описав наших неудач и нашего срама». Но мертвые сраму не имут. А мы — живые.

P.S. Конечно, то, что происходило во время Второй мировой войны и как вели себя солдаты и офицеры в отдельных случаях, — об этом нужны еще исследования и целые тома книг. Повторюсь: много миллионов человеческих жизней было бестолково загублено — тут не обошлось и без штрафных рот, батальонов и целых артиллерийских подразделений. И этот факт нельзя предоставить забвению. Но и делать акцент, что победа над фашизмом досталась только ценой репрессий и большим количеством «пушечного мяса» — было бы несправедливо.

Побежденные уже сегодня в своих странах давно живут как цивилизованные общества, а мы до сих пор предъявляем претензии друг к другу, упрекаем и продолжаем доказывать, кто прав, а кто виноват и практически ничего не делаем, чтобы выйти, наконец, из глухого тупика, в который мы сами себя загнали.

Б. Петров,
г. Донецк.

От редактора

К сожалению, такие и подобные обвинения нам приходится слышать постоянно. И я об этом уже не раз писал. Понятно, что каждому читателю газеты хочется, чтобы она отражала именно его представление о жизни — и тогда эта газета будет самой лучшей в мире. А здесь получается так, что человек увидел понравившееся заглавие или статью в газете — и начал ее покупать, или даже подписался. И вдруг видит, что газета размещает не только ласкающие его душу материалы, а и такие, которые противоречат всем мифам и легендам, десятками лет заботливо выстраивавшимся по «мозговым полочкам».

Особенно больно бьют «не такие» материалы людей, которые стали, условно говоря, поклоняться идолам, другими словами — стали именно «кумиропоклонниками», фанатами тех или иных исторических и политических персонажей. У них в голове не может поместиться: как же так, я голосовал за Тимошенко, (Ющенко, Януковича, поклонников Сталина), а газета вдруг разместила статью, где кумир «оплеван», «оболган», «низвергнут с пьедестала».

В данном конкретном случае автор письма в газету обвиняет главного редактора в том, что газета стала разжигать межнациональные распри и ненависть. «Апофеозом» этого стали будто бы главы из повести Николая Николаевича Никулина о событиях войны 1941–1945 гг., участником которой он сам являлся.

Напомню нашим читателям, что, по мнению директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, Н.Никулин — «знаменитый российский ученый, историк искусств от Бога, яркий представитель научных традиций Эрмитажа и Петербургской Академии художеств. Он — глубокий знаток искусства старых европейских мастеров, тонкий ценитель живописного мастерства. У него золотой язык, прекрасные книги, замечательные лекции. Он воспитал несколько поколений прекрасных искусствоведов, в том числе и сотрудников Эрмитажа. Он написал прекрасные рассказы–воспоминания.

Но в своей повести о войне этот тихий и утонченный профессор выступает как жесткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о Войне. Книгу суровую и страшную. Читать ее больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда.

Истина о войне складывается из различных правд. Она у каждого своя. У кого — радостная, у кого — трагическая, у кого — полная божественного смысла, у кого — банально пустая. Но для того, чтобы нести людям свою личную правду, надо иметь на это право.

Николай Николаевич — герой войны, его имя есть в военных энциклопедиях. Кровью и мужеством он заслужил право рассказать свою правду. Правду о том, что войны, такие, какими их сделал XX век, должны быть начисто исключены из нашей земной жизни, какими бы справедливыми они ни были.

Иначе нам всем — конец!».

Приведу также несколько цитат из повести Н.Никулина, которых, возможно, не заметил наш читатель.

«Главное же — воскресить у людей память и уважение к погибшим. Эта задача связана не только с войной, а с гораздо более важными проблемами — возрождением нравственности, морали, борьбой с жестокостью и черствостью, подлостью и бездушием, затопившими и захватившими нас. Ведь отношение к погибшим, к памяти предков — элемент нашей угасшей культуры. Нет их — нет и доброты и порядочности в жизни, в наших отношениях. Ведь затаптывание костей на полях сражения — это то же, что и лагеря, коллективизация, дедовщина в современной армии, возникновение разных мафий, распространение воровства, подлости, жестокости, развал хозяйства. Изменение отношения к памяти погибших — элемент нашего возрождения как нации…

Никакие памятники и мемориалы не способны передать грандиозность военных потерь, по–настоящему увековечить мириады бессмысленных жертв. Лучшая память им — правда о войне, правдивый рассказ о происходившем, раскрытие архивов, опубликование имен тех, кто ответствен за безобразия…

Как прекрасно все это описано в книгах, газетах! Овеяно романтикой и розовым туманом. Знакомая картина! Такое уже бывало. Достаточно вспомнить хотя бы описания суворовских походов. Так все красиво! А ведь великий полководец, побеждая, терял людей в несколько раз больше, чем его противники. А великий поход 1812 года? И это была чудовищная победа! Сперва развал, поражение за поражением. Понадобилось отдать пол–России и Москву, чтобы наконец понять серьезность положения, организоваться и разбить противника, но какой ценой! Об этом забыли, утопив правду в квасном патриотизме. Выходит, история ничему не учит. Каждое поколение начинает сначала, повторяет ошибки предков. Национальные традиции оказываются сильнее разума, сильнее воли и добрых пожеланий отдельных светлых умов…

Победа 1945 года! Чего ты стоила России? По официальным данным — 20 миллионов убитых, по данным недругов — 40 и даже более. Это невозможно даже представить! Если положить всех плечом к плечу рядом, то они будут лежать от Москвы до Владивостока! Миллионы и десятки миллионов — звучит достаточно абстрактно, а когда видишь сто или тысячу трупов, искромсанных, втоптанных в грязь, — это впечатляет… Конкретные факты ошеломляют, рассказывая о них, надо называть конкретных виновников событий, а они пока еще живы. Так и молчим, а война выглядит в газетах и мемуарах даже очень прекрасно…

…Откуда же сейчас опять возник миф, что победили только благодаря Сталину, под знаменем Сталина? У меня на этот счет нет сомнений. Те, кто победил, либо полегли на поле боя, либо спились, подавленные послевоенными тяготами. Ведь не только война, но и восстановление страны прошло за их счет. Те же из них, кто еще жив, молчат, сломленные. Остались у власти и сохранили силы другие — те, кто загонял людей в лагеря, те, кто гнал в бессмысленные кровавые атаки на войне. Они действовали именем Сталина, они и сейчас кричат об этом. Не было на передовой: «За Сталина!». Комиссары пытались вбить это в наши головы, но в атаках комиссаров не было. Все это накипь…

Чтобы не идти в бой, ловкачи стремились устроиться на тепленькие местечки: при кухне, тыловым писарем, кладовщиком, ординарцем начальника и т. д. и т. п… И здесь шел тоже естественный отбор. Честного заведующего продовольственным складом, например, всегда отправляли на передовую, оставляя ворюгу. Честный ведь все сполна отдаст солдатам, не утаив ничего ни для себя, ни для начальства. Но начальство любит пожрать пожирней. Ворюга же, не забывая себя, всегда ублажит вышестоящего. Как же можно лишиться столь ценного кадра? Кого же посылать на передовую? Конечно, честного! Складывалась своеобразная круговая порука — свой поддерживал своего, а если какой-нибудь идиот пытался добиться справедливости, его топили все вместе. Иными словами, явно и неприкрыто происходило то, что в мирное время завуалировано и менее заметно. На этом стояла, стоит и стоять будет земля русская….

Бедные, бедные русские мужики! Они оказались между жерновами исторической мельницы, между двумя геноцидами. С одной стороны их уничтожал Сталин, загоняя пулями в социализм, а в 1941–1945 Гитлер убивал мириады ни в чем не повинных людей. Так ковалась Победа, так уничтожалась русская нация, прежде всего душа ее. Смогут ли жить потомки тех, кто остался? И вообще, что будет с Россией?».

Вообще–то, уважаемый Борис Семёнович Петров сам себе ответил, процитировав Льва Толстого: «Мне совестно писать о нашем торжестве–победе, не описав наших неудач и нашего срама».

А Николай Никулин не сортировал людей на плохие и хорошие нации. Один из его негативных героев — капитан Цикал из Украины, а один из самых положительных героев — капитан Игорь Михайлович Дьяконов, который после войны был назначен комендантом города Киркинес: «Он сделал много добра, помог разобраться во многих недоразумениях, спасти многих людей. После войны, по прошествии многих лет, Игоря Михайловича постоянно приглашали в Киркинес на юбилейные праздники и выражали ему свою благодарность…».

Н.Никулин спрашивает в своей книге: «Так кто же победил немцев? Сталин и его партия? Или Дьяконов и миллионы других, подобных ему?».

Я не знаю, почему некоторые наши читатели видят в газетных статьях только то, что им самим хочется видеть. Никогда мы не ставили такую цель: унизить какой–то народ, стравить народы между собой. В бедах украинского народа виновен прежде всего именно сам украинский народ — состоящий из представителей разных национальностей. Эту мысль я постоянно пытаюсь донести до наших читателей — но у многих людей, похоже, вместо попыток разобраться в ситуации действует только стадный инстинкт, им непременно нужно увидеть врага в лице ближнего своего, им хочется мир поделить на черное и белое, на наших и ненаших. Но нужно всегда помнить: если ты ищешь врага — ты его непременно найдёшь.

И сюда же хотел бы добавить: учитесь быть патриотами своего Отечества. Того, в котором судьба определила жить вас и ваших близких. Можно, конечно, желать, чтобы соседние страны обдирали нас как липку, чтобы не давали нам газа, бензина, продуктов, одежды, телевизоров и автомобилей, чтобы не покупали наше молоко и сало, металл и пшеницу — но, извините, так мы всегда будем жить в нищете и будем обречены на поедание друг друга. Или вы хотите сдаться в плен? Кому? Российским олигархам? Европе? Америке? Но если вы хотите стать российским пленным, а ваш сосед хочет в плен к немцам — тогда что? Уважайте страну, в которой живете, уважайте себя, как граждан этой страны, в том числе во время выбора своей власти — и всё у вас будет хорошо.

Анатолий Герасимчук