К 204–летию со дня рождения Н. В. Гоголя

03.04.2013 12:35:03

Вера в классика

Много всяких небылиц о смерти Н. Гоголя «бродит» по миру. Все началось после того, как стали переносить кладбище, на котором он был похоронен, а перенос этот произошел в 1931 году.

В те времена, если улица, переименованная в имя вождя, упиралась в храм или проходила рядом с ним, — храм сносился. В то время по какой–то причине и перенесли кладбище, на котором и был похоронен литературный классик в Москве. Всех, кто сомневается в логическом смысле его, Николая Гоголя, смерти, а верит в ту вымышленную версию — это последователи его литературного героя Вия, я бы послал их к книге В. Вересаева «Гоголь в жизни», составленной исключительно из воспоминаний современников Николая Гоголя.

Да, они есть, даже печатные «труды» (не хочется глупство лишний раз рекламировать), будто он в гробу, придя в себя после летаргического сна, умер уже в могиле еще раз. А все–таки, ежели даже после прочтения сего солидного авторитетнейшего произведения В. Вересаева все же остались у кого–то сомнения, уж такова наша суть людская — верить, даже уверовать во что–то худшее и мало того — пропагандировать это самое худшее — что это «единственная истина», сошлюсь еще на один труд, уже современный — врача–психиатра Николая Костробы: «История болезни и причина смерти Н. Гоголя». Все, что он имел, — раздавал: копейки, ассигнации, вещи, труды, наставления, он говорил при этом: «Даю взаймы. На том свете я получу назад». Это он, Гоголь. Он был очень набожным, но не всегда был понят узким миром.

«Будьте не мертвые, а живые Души. Несть другой Двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезая иной — есть тать и разбойник», — это в его предсмертной записке. А умер он от морального и нервного истощения, а затем и физического — как следствие внутренней борьбы в самом себе. Душа его находилась в раздвоении: наличие славы и сознание бледности в выражении ее. Одним из совсем немногих в его окружении, кто понимал его состояние, — был священник Матвей Константиновский. С писателем случилось то, что случается со многими «сильными мира сего». О. Матвей оставил записи: «Пресытившись мирской суетой, или признав себя не способным для бывшей мирской деятельности, — оставляли все, или шли в монастырь искать внутреннего умиротворения… Так было и с Гоголем. Он еще раньше говорил, что ему нужен душевный монастырь, а перед смертию еще больше зажелал его».

Об о. Матвее современники оставили добрые отзывы, сравнивая его как проповедника с далекими пророками, а московский профессор  Шевырев отметил его, о. Матвея, умение снять накопившийся «груз» с души кающегося.

«Так в древние времена гремели златоусты»

Были у Николая Васильевича и другие духовники, его современники, жившие аскетично. И, прежде чем поучать других, сами следовали тем истинам, — это епископ Ставропольский Игнатий, святой Феофан Затворник, все их письменные утверждения о значимости творчества Гоголя передать невозможно, газетное поле — не беспредельно, но они, утверждения, весьма достойны.

Классик верил и оставил нам веру в каждое слово его и наше тоже. Плохое оно или хорошее, но прошедшее через Космос, увеличившись там во много крат раз, придет не только к тому, кому мы его «адресовали», но и к «источнику» тоже. Хорошее или плохое.

Оно, слово, нами произнесенное единожды — не исчезает в неизвестности. Оно жить будет долго, аж до самого Страшного суда. И пренебрежение памятью о нем, о Суде — ответственность нашей совести. Классик верил в то, во что верил, и нам завещал эту веру, твердость Духа, во имя Веры, это нам, его наследникам, никак лишним не будет. Но мы, оцивилизованные в несколько периодов выше, чем Классик, говоря словами другого классика: «славних прадідів великих — правнуки погані», пренебрегаем этими заветами, а без них — вокруг нас не духовность, а пустота, а мы уже в ней — внутри.

P.S. Чей он классик? Мы все знаем ответ на этот вопрос. Не спорят же Израиль с Германией: чей Лион Фейхтвангер, и мы не будем, мы выше этого.

Василий ТОВСТЕНКО,
г. Макеевка

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая. Согласно семейному преданию, он происходил из старинного украинского казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя, бывшего в конце XVII века гетманом Правобережной Украины.

Умер 21 февраля (4 марта) 1852 года в Москве.