Кому нужна украинская подводная лодка?

09.07.2013 20:27:16

«Украина отремонтировала свой подводный флот» — именно под таким саркастическим названием распространили российские СМИ новость об окончании капитального ремонта единственной подводной лодки ВМС Украины «Запорожье». Ремонта, который продолжался почти 11 лет.

«Все заключенные на ремонт подводной лодки контракты выполнены. Успешно проведены ходовые испытания. Экипаж сможет приступить к выполнению задач», — заявил командующий украинскими ВМС Юрий Ильин. В ближайшее время подлодка, в частности, примет участие в праздничных мероприятиях по случаю Дня флота Украины.

Ремонт проходил на судоремонтном заводе Черноморского флота РФ в Севастополе, подводная лодка ныне находится на временной стоянке в Стрелецкой бухте.

Дизель–электрическая подлодка «Запорожье» была построена в 1970 году в Ленинграде. Она была включена в состав Северного флота под названием Б–435. На счету у нее 14 дальних походов. За год до развала СССР и провозглашения независимости Украины субмарина была переведена на Черное море, где вошла в состав ЧФ и была зачислена в состав 14–й дивизии подводных лодок. В середине 1990–х годов, при разделе Черноморского флота СССР между Россией и Украиной ее передали украинской стороне. Подлодка получила новое название («Запорожье»), правда, на момент передачи она находилась в полностью небоеспособном состоянии и нуждалась в ремонте.

В наших ВМС долго не знали, что с ней делать. В 2006 году глава военного ведомства страны Анатолий Гриценко заявил, что подлодка не имеет перспектив в составе ВМС Украины и ее следует продать, пустив вырученные деньги на развитие вооруженных сил.

Жесткую позицию по «Запорожью» занял в 2010 году министр–выходец из ВМС Михаил Ежель, заявивший, что эта подлодка будет восстановлена и введена в строй. «Сегодня в мире только 40 стран имеют свой подводный флот. И я уверен, что Украина тоже имеет на это право», — подчеркнул он.

В конечном итоге ДЭПЛ «Запорожье», на ремонтные работы которой в общей сложности, как сообщалось, было потрачено более пяти миллионов долларов, еще несколько миллионов пошло на покупку новых батарей, а всего было вложено около 60 миллионов гривен, — готова к эксплуатации.

БПЛ «Запорожье» может погружаться на глубину до 280 метров, развивая под водой скорость до 16,5 узлов, в автономном плавании может находиться до 90 суток. Экипаж состоит из 77 человек. На вооружении — 10 торпедных аппаратов.

Со стоянкой этой лодки тоже интересный момент. Во время раздела Черноморского флота в 1997 году, который до этого времени использовался в качестве объединенного флота ВМФ России и Украины и был причиной множества политических конфликтов, украинской стороне был выделен причал для базирования подводных лодок в Балаклаве. По словам украинского министра обороны, Украина в настоящее время не может использовать этот причал, поскольку он находится в демилитаризованной зоне. Поэтому Министерство обороны Украины обратилось к российскому военному ведомству с просьбой предоставить ему в Севастополе временный причал для подводной лодки.

А чем гордимся?

Как известно, подводные лодки проекта 641, к которому принадлежит и «Запорожье», были признаны весьма удачными в советское время. Разрабатывалась лодка в качестве субмарины большого водоизмещения, предназначенной для дальних походов и несения патрульной службы на океанских позициях. Всего было построено 75 подлодок этого проекта, что само по себе немало. Из них 17 ушли на экспорт — в ВМС Польши, Индии, Ливии и Кубы.

Но сегодня в России подлодки данного проекта — например, Б–440, спущенную на воду на полгода позже «Запорожья», — можно встретить разве что в музеях. В соседней Польше последнюю из них — ORP Dzik 293 — порезали на металл 7 ноября 2003 года. В декабре 2010 года последняя в индийских ВМС лодка проекта 641 советской постройки также завершила свою 36–летнюю службу.

А у нас субмарина этого проекта только готовится начать отсчет службы в боевом составе ВМС Украины!

Здесь стоит отметить, что Украине с ее военно–политическим весом в черноморском регионе, а особенно в условиях внеблоковости, подводный флот объективно необходим. Но наличие всего одной ПЛ «Запорожье» в составе ВМС Украины не решает проблемы подводного флота. Тем более с учетом современных требований.

Помимо этого, как мы упоминали выше, эти ПЛ спроектированы для дальних походов и несения патрульной службы на океанских позициях, а значит, украинской субмарине трудно придумать задачи в условиях Черного моря.

Именно поэтому испытания ПЛ «Запорожье» встретили неоднозначную реакцию не только в экспертной среде, но и в украинском политикуме.

По словам Гриценко, чтобы содержать всего лишь одну лодку, нужно подготовить два экипажа личного состава, береговую инфраструктуру, систему логистики, разработки, производства, закупки специальной техники и вооружения, спасательную службу с транспортными средствами (морскими и воздушными), отдельный факультет подготовки офицеров–подводников в Севастопольской академии ВМС, учебные подразделения для подготовки матросов и мичманов. «Если кто–то посчитал по критерию «эффективность–стоимость», то вывод очевиден: влияние этой подводной лодки на боеспособность нулевое…» — сказал Гриценко.

Хотя как минимум одна реальная задача для «Запорожье» есть, и ее озвучил Дмитрий Саламатин, который заявил, что введение в строй этой субмарины «позволит эффективно и на высоком уровне проводить обучение и тренировки противолодочных сил ВМС Украины». То есть, по сути, ПЛ «Запорожье» отремонтировали для того, чтобы сделать из нее «тренировочную грушу».

По материалам СМИ