Зачем ударился в историю Михаил Задорнов?

13.09.2014 16:08:46

Известный российский юморист Михаил Задорнов в последнее время ударился в историю. Он ищет место, откуда Рюрик пришел на Русь. Фильм про Рюрика снял — и собирается снимать его продолжение.

Что же выяснил для себя в истории Задорнов? А то, что Рюрик перед отбытием в Ладогу жил в Рароге (Ререке) — столице западнобалтийских славян ободритов. Но на Ререк напали злые тевтонцы — и Рюрик ушел от них основывать Русь. Но «походу» Задорнов вдруг выяснил, что тевтонцы не сами напали — а вместе с другими славянами. Которые назывались лютичами. И что вот эти самые злые и коварные лютичи — это, оказывается, предки украинцев.  (Там даже, оказывается, среди лютичей укры жили. И сегодня в Германии есть музей под открытым небом «Украненланд» — реконструкция поселений укров, в городе Торгелове района Уккермарк земли Бранденбург).

Фрагмент археологической деревни–музея (скансен) в городе Торгелов в северо–восточной Германии (Передняя Померания). Название происходит от древнего славянского народа укров (укрян, укран), который в VI веке поселился на востоке современной германской земли Бранденбурга, между реками Эльба и Одер. Позже под натиском саксов укры были вытеснены на восток. Теперь земли этого народа называются славянским топонимом Уккермарк.

Так вот — эти лютичи-укры, по мнению Михаила Задорнова, еще в ІХ веке обижали русских. Русскими Задорнов считает ободритов — западнославянский народ ободритов, которые были прямыми предками нынешних русских и жили по соседству с лютичами. По мнению Задорнова, король франков Карл Великий был союзником лютичей. В духе Киселева Задорнов сегодня пишет, что «будущие тевтонцы» пообещали лютичам «передать плодородные земли бодричей, и лютичи своих братьев предали. Точнее — продали».

Задорнов считает, что город Рарог был покорен «саксами, данами, фризами и примкнувшими к ним лютичами», а сын князя ободритов Годислава Рарог ушел к варягам и там его назвали Рюриком.

На самом деле, все было немного не так, как пишет Задорнов. Начиная с 789 по 806 год Карл Великий вместе со своими союзниками ободритами вел войну против лютичей. Очень подробно о тех событиях сообщается в трудах Александра Федоровича Гильфердинга (1831 — 1872), выдающегося российского ученого–слависта, историка и филолога, фольклориста (собирателя и исследователя былин), член–корреспондента Петербургской Академии наук, дипломата, крупного государственного и общественного деятеля. А. Гильфердинг оставил богатейшее научное наследие по истории, лингвистике, фольклору исчезнувших южнобалтийских славян, с которыми связывают летописных варягов и русь. Фундаментальное исследование ученого, положившее в науке начало изучению южно–балтийской славянской цивилизации, вызывавшей восхищение у современных ей германцев и сыгравшей огромную роль в истории Северной и Восточной Европы — «История балтийских славян» и «Борьба славян с немцами на балтийском Поморье в средние века».

А. Гильфердинг пишет о том, что под ударами Карла Великого лютичи заключили союз с датчанами: «В 808 г. Король Дании Готфрид, заключив союз с лютичами, глинянами и смольнянами, с нескольких направлений нанес удар по княжеству ободритов. Когда император Карл Великий, узнал о том, что его союзники ободриты в опасности, он срочно отправил на помощь им войско под командованием Карла Юного, но оно не успело подойти вовремя. Для ободритов это имело очень тяжелые последствия, в этой войне была разрушена их столица Велиград (или, как называли его датчане, Рерик). В результате всё, что смогло сделать после этого войско франков, это, в частности, — опустошило земли глинян и смольнян и выбило датчан из Нордальбингии».

Получается, что российский юморист Задорнов даже историю (истолковав ее на свой лад) использует в пропаганде ненависти между двумя братскими славянскими народами. Ненависти, ведущей к войне. В которой не будет победителей.

P.S. К сожалению, в своем стремлении поднять Россию выше всех других народов на примерах истории Задорнов не одинок. Вот, например, некий Георгий Сидоров из Томска еще в 2008 году написал патриотическую оду в честь последнего князя ободритов Никлота. «Завещание Никлота» называется. Размещается на сайтах современных русских язычников.

Там, например, есть такие строки:

Они горды прославленным войском,
Войском сильным, единым и стойким.
Что не раз латинян побеждало
В долгих войнах, упорных, кровавых.
Помнят франки, норвены и свеи,
Помнят даны свои пораженья,
И невольно славян уважают
И идут с миром к ним на сближенье.

…А за всем этим войском латинским
Папа Римский и с ним каролинги,
Императоры, герцоги, графы…
Вои трех орденов Чернобога.
Всем им хочется земли венетов
Разорять,… жечь, насиловать, грабить!

…Но напрасными были усилия
Крестоносцев латинского войска
Хладнокровно без страха венеты
На стенах своих крепких сражались.
Они бились за жизнь и за волю,
За любовь, за союз с вечным небом,
За богов, за наследие предков,
За обычаи, веру и правду!
И за милых своих ребятишек,
И за жен – русокосых красавиц,
За все то, что зовется Руссия,
Что ласкает и сердце, и душу.

А что же завещал вождь ободритов Никлот?

«Только в этом залог наших судеб,
Он в единстве, поверьте мне, други!
Вы должны осознать на примере
Нашей доблести общей на поле.
Силы тёмных пытаются править,
Разделяя единство народов.
Нам внушают, что нет братства руссов,
Нет славянского в мире единства.
Дескать, в дикости тёмной славяне,
Им доступны лишь страсти животных.
Так ли это? Смотрите – мы вместе!
Все несём мы кровавую ношу!
И пока наш союз будет крепок,
На земле сил таких не найдётся,
Чтоб сломить нас. Поэтому, братья,
Заклинаю, молю вас богами,
Будьте вместе – в единстве победа!
Ведь мы ветви единого корня,
Одной крови и общих традиций!»

Замолчал князь пресветлый, высокий
И услышал, как общее сердце
Стало биться на площади града,
Собирая в духовное братство
Все славянские отчие земли.

Казалось бы, что здесь неправильного, в этих словах о единстве?  А то, что сейчас весь мир видит, каким образом Россия собирает «все славянские отчие земли».

А проблема Никлота оказалась в том, что описанная Сидоровым из Томска победа Никлота оказалась его последней победой.

Да, в 1147 году Никлот в сумел выдержать крестовый поход против славян–вендов. Тогда влиятельный цистерцианский монах Бернард Клервоский выдвинул идею крестового похода против язычников–славян. Он обнародовал воззвание, в котором приглашал христиан «вооружиться» против язычников–славян, чтобы «или совершенно искоренить их или обратить в христианство». Участникам этого крестового похода Бернард обещал такое же «прощение грехов, что и тем, которые направлялись в Иерусалим».

Папа Евгений III в особой булле подтвердил обращение Бернарда Клервоского. На земли вендов вторглось 100 тысяч немцев, столько же датчан и 20 тысяч польских крестоносцев.

Никлот, союзниками которого были руги–руяне, господствовавшие в ту пору на море, дал достойный отпор крестоносцам. Никлот укрепился и подчинил своей власти не только ободритов, но и соседние народы лютичей — хижан и черезпенян. Но через некоторое время хижане с черезпенянами отказались подчиняться Никлоту и платить установленные дани ему и немцам. Увы, Никлот не сумел договориться с родственными славянскими народами, чтобы своими силами разрешить внутренние славянские споры, и не нашёл ничего лучшего, как призвать против непокорных лютичей немцев.

Это была роковая политическая ошибка, которая в значительной мере свела на нет результаты успешной обороны от крестоносцев и означала полное крушение попытки объединения северных полабских племён в самостоятельное славянское государство.

Вовлечение немцев во внутренние распри славян привело к еще большему отчуждению лютичей от ободритского князя, и хотя он «упивался победою», но эта победа, в сущности, знаменовала собой крушение его деятельности как борца за славянскую свободу и независимость. В действительности Никлот не объединил, а еще более разделил силы полабских славян, и это произошло в то время, когда на них надвигалась новая волна немецкой агрессии. Сам Никлот погибает в августе 1160 года, лично участвуя в атаке на немецкий обоз (а тогда ему было уже 70 лет).

Теодор Шлёпке. «Смерть Никлота»

Отрубленную голову Никлота потом несколько месяцев возили по славянским землям для демонстрации и устрашения. Вместе с Никлотом окончательно погибла и идея славянской независимости за Лабой.

Ещё некоторое время сыновья Никлота Прибыслав и Вратислав (Вертислав) пытались сопротивляться, однако после пленения и казни Вратислава Прибыслав в 1167 году принял христианство, получив право на правление в земле Мекленбурга и став родоначальником династии герцогов Никлотингов, правившей в Мекленбурге до 1918 года.

Сын Прибыслава, Генрих Борвин I, заключил брак с дочерью убийцы дяди и деда — Матильдой, и долгая суровая война была закончена. Потомки других славянских князей также были вовлечены в новую немецкую «элиту», иначе бы процесс колонизации славянских земель не состоялся.

Сами ободриты, вслед за своей знатью, постепенно онемечиваются. Славянский язык окончательно перестаёт звучать в их землях в конце XVIII — начале XIX веков.

P.P.S. Новоявленные язычники и собиратели русских земель своего добились. Сегодня на территории Украины воюет много добровольцев из России — проливая кровь русских и украинцев. Украинцев, которых, по их мнению не должно быть — потому что это какой-то «искуственный народ», выведенный в пробирках злыми австрияками. Но они плохо учат историю — эти патриоты России.  Историю того же Никлота надо читать до конца. И не надо историю ободритов  перевирать — даже знаменитым юмористам.

P.P.S. В оде Сидорова народ чрезпеняне назван чреспетянами. Но свое название этот народ получил не от Пети, а от реки Пены, за которой жили эти славяне. Тщательней надо читать историю, тщательней.

Анатолий Герасимчук