«Свобода» хочет всенародного праздника от Андрея Боголюбского

13.10.2013 13:08:55

Этот материал вызван новостью от «Свободы»: «Свобода» требует объявить 14 октября общегосударственным праздником». Лидер «Свободы» Олег Тягнибок прокомментировал пятничную акцию своих однопартийцев, которые вывесили красно–черные флаги в сессионном зале парламента и тем самым сорвали заседание парламента, потому что в знак протеста зал заседаний покинули представители парламентского большинства — регионалы и коммунисты: «Вывешивая красно–черные знамена фракция ВО «Свобода» продемонстрировала то, что украинский законодатель рано или поздно должен прореагировать и установить историческую справедливость. В парламенте должно быть проголосовано закон о признании героической борьбы ОУН–УПА борьбой за государственную независимость Украины». «Предстоит принять соответствующие законы, которые будут предоставлять определенные социальные гарантии для немногих героев УПА, оставшихся в живых. 14 октября должно быть признано государственным общенациональным праздником», — подытожил лидер украинских националистов.

Напомним, что 14 октября Русская православная церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник отмечается преимущественно именно в русском православии — и практически нигде в других православных государствах. Также он не празднуется и в католической церкви, где особо чтят Богоматерь (именно этот факт является одним из главных отличий католической церкви от православной).

Известно также, что празднование Покрова Пресвятой Богородицы учредил самый жестокий за всю историю разрушитель Киева (в 1169 году) князь Андрей Боголюбский.

Но именно этот праздник стали считать одним из главных своих праздников украинские казаки, а потом и члены движения ОУН–УПА, приурочившие создание Украинской повстанческой армии именно к 14 октября.

Самый главный парадокс здесь состоит в том, что на самом деле, по мнению многих историков, Покрова Пресвятой Богородицы — это праздник спасения Византии от русичей. Причем, ризой Богородицы византийцы спасались от русов несколько раз. Первый раз это случилось в 860 году…

Но давайте по порядку.

Покров Пресвятой Богородицы

В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе. Влахернская церковь Богородицы — знаменитая в истории восточного христианства церковь, некогда стоявшая у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог. Именно в честь явления в этом храме Богоматери православной церковью установлен праздник Покрова.

Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти император Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери.

Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону.

Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718 году, русами в 860–м и болгарами в 926 году.

Про нашествие русов историки пишут, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы.

Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле. 1644 г.

Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали.

Но официальная версия Русской православной церкви праздник Покрова привязывает к другому событию во Влахернском храме — чудесному явлению Богородицы в 910 году. Именно тогда якобы  некие сарацины (в ряде источников — русы) напали на Константинополь, и якобы именно в этот год случилось явление Богородицы — она явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор). Но проблема состоит в том, что в 910 году никаких сарацинов в окрестностях Константинополя не было — ни один исторический источник этого не подтверждает.

В своём военном наставлении (написано около 905 года) в главе о морских сражениях император Лев VI заметил, что враждебный народ, «так называемые северные скифы» (именование русов в византийской традиции), используют небольшие быстрые корабли, поскольку они не могут иначе выйти из рек в Черное море. Сарацины в то время наступали на византийские владения в Малой Азии и совершали морские набеги с юга. Из событий, близких по времени к 910 году, византийские хроники отмечают победу своего флота над сарацинским в октябре 906 года в Средиземном море. В 907 году на Константинополь, по данным «Провести временных лет», напал князь Олег Киевский и прибил щит, и заключил договор с Византией, а также, по данным этой же «Провести временных лет», князь Олег заключил договор с Константинополем в 912 году. Однако данный набег русов в 907 году не упомянут ни в одном византийском или ином источнике, кроме древнерусских летописей. Русско–византийский договор, достоверность которого под сомнение не ставится, был заключен  в 911 году.

В любом случае, в эти годы на Константинополь нападали и нагоняли страх на византийцев только русы.

Также летом 913 года болгарский царь Симеон I совершил победоносный поход под стены Константинополя, завершившийся выгодным для болгар мирным договором.

Версия русской православной церкви

Русская православная церковь сообщает о том, что в 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами–мусульманами, и Константинополю угрожала опасность.

В воскресный день 1 октября 910 года во время всенощного бдения Влахернский храм был переполнен молящимися, в числе которых был Андрей, Христа ради юродивый — славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых; Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Дева Мария после долгой коленопреклоненной молитвы со слезами сняла со своей головы ясный плат–омофор (греч. мафорион), и широко простерла этот покров над народом в церкви, обеспечивая их защиту. Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре отступили.

Митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651, местечко Макаров, Киевский полк — 28 октября 1709, Ростов), епископ Русской Церкви, духовный писатель, так  описывал подробности о чудесном видении в «Жития святых»:«Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Но дата чудесного явления Богородицы не получила широкого разглашения и не была утверждена как праздник.

Когда жил Андрей Юродивый?

До настоящего времени сохранилось более 110 греческих рукописей, где приводятся разные редакции «Жития» Андрея Юродивого, которое было переведено на древнерусский язык в XII веке (предположительно на севере — в Новгороде, ввиду древненовгородских черт во многих списках). Самый древняя рукопись этого «Жития» — унциальный фрагмент 2–й половины X века. Согласно житию, святой жил во времена императора Льва Великого (Льва I) и преподобного Даниила Столпника (ум. в 493 г.).Ряд анахронизмов в тексте и его сходство с биографиями других юродивых — Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского — заставили его первого издателя К. Яннинга отнести время жизни Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886–912 гг.), а создание жития — к X веку. Архиепископ Сергий (Спасский), соглашаясь с указанной датировкой, указал на позднее появление имени святого в греческих синаксарях (XII в.).По мнению И. И. Срезневского, могло существовать древнее житие преподобного, написанное в VI веке и переработанное в середине X века. С. Манго считал, что житие Андрея Юродивого было создано в конце VII века.

Нападение Руси на Царьград в 860 году

Это набег известен по византийским, европейским и древнерусским источникам. В 860 году Византия вела ожесточённую войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле–мае стороны произвели обмен пленными, однако уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покидает Константинополь для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Как сообщает Продолжатель Амартола, для охраны города был оставлен эпарх Ориха. В хронике Симеона Логофета говорится, что весть о нападении руси застигла императора у Мавропотама (Чёрной реки). Точно не известно местонахождение этой речки, было несколько рек с похожим названием. Исследователи относят Мавропотам к Каппадокии, области в Малой Азии в 500 км от Константинополя.Нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать.

«Повесть временных лет», а вслед за ней историки долго датировали нападение на Константинополь 866 годом, хотя историк русской церкви Голубинский ещё в 1880–х годах по византийским свидетельствам указывал на 860—861 годы.

В «Повести временных лет» так описывается это событие:«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14–й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

Гибель русского флота под Царьградом. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание набега русов и называлась точная дата — 18 июня 860:«Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8–й индикт, в лето 6368, на 5–м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены».

На закате 18 июня 860 около 200 русских судов причалили к берегам Босфора. Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники», сообщает о 360 кораблях. Предположительно эти корабли были довольно большие, способные вместить 30–40 человек. Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег, требуя дань с Царьграда, говорил, что у него 40 человек на корабль, и если он мог преувеличить, то никак не преуменьшить. Большие корабли русов просто не смогли быть проведены через днепровские пороги или низовья Дона, контролируемые хазарами. Таким образом, общее число русов, участвовавших в набеге, было до 8000. Высадившиеся воины начали грабить с вечера и всю ночь пригороды Константинополя, захватывать разбегающихся в панике людей. Положение осложнялось тем, что Михаил III увёл на войну с арабами даже часть гарнизона. Византийский флот, также не оказавший заметного сопротивления русам, сражался с арабами и норманнами в Эгейском и Средиземном морях.Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краев земли».

В своей проповеди патриарх Фотий красочно описал ритуальные жертвоприношения русов, которые посчитал карой господа за грехи жителей: «Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга».

Тризна русских дружинников. Картина Г. Семирадского. Июнь 860 года. Константинополь, Византия

Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь:«Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…».

В то же время Фотий недвусмысленно подчеркивает, что отступление нападающих от Константинополя произошло по инициативе самих русов:«О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело — пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения». Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский, сообщают, что Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил мафорий Богоматери в море. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют ещё более поздние «Брюссельская хроника« и «Повесть временных лет».

О посольстве русов в Константинополь вскоре после набега известно из окружного послания патриарха Фотия восточным патриархам (начало 867) и от продолжателя Феофана. Условия заключённого договора не приводятся, однако оба источника сообщают о желании русов креститься. Фотий удовлетворил это желание и направил к русам епископа:«… Даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рус — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере …, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды».

Продолжатель Феофана содержит ещё один рассказ, составленный в 950–е годы, о крещении русов во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Согласно ему уже сами византийцы дарами уговаривают русов принять христианство, глава же русской церкви получает сан архиепископа.

В церковно–академической среде считается вполне установленным, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским патриахом Фотием в начале или середине 860–х.

Влахернская церковь

После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней.При патриархе Никоне в Москву из Стамбула привезли некую икону, которую патриарх Паисий признал за древнюю Влахернскую. Она исполнена в древней технике воскомастики и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Андрей Боголюбский

Историю появления праздника Покрова Пресвятой Богородицы большинство исследователей связывают с именем князя Андрея Боголюбского. Об этом церковь пишет так:

«В 1164 году князь одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника. Князь Андрей Боголюбский в «Слове об установлении праздника Покрова» пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».

Андрей Юрьевич Боголюбский (ум. 29 июня 1174) — князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150—1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157—1174). Сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича.В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, в будущем став ядром современного Российского государства.Прозвище «Боголюбский» получил по названию княжеского замка Боголюбово под Владимиром, своей основной резиденции.

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир–на–Клязьме.

После смерти отца (1157) Андрей Боголюбский стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово — основная резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвищеВ своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополию. Но Константинопольский патриарх Лука Хризоверг отказался посвятить Феодора, Андреева кандидата, и в митрополиты, и в ростовские епископы, поставив епископом византийца Леона. Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо–восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

В 1165 году князем Андреем Боголюбским был построен храм Покрова на Нерли. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В 1169 году Андрей Боголюбский воспользовался разногласиями среди русских князей и напал на Киев. 12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли «мати руских городов». В Ипатьевской летописи этот разгром описан так:«И два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смольняне, и суздальцы, и черниговцы, и Ольгова дружина. А поганые зажгли монастырь Печерской Святой Богородицы, но Бог молитвами Святой Богородицы оберег его от такой беды. И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные.

Была похищена из Киева и Святая икона Божией Матери, которая впоследствии будет названа «Владимирской иконой Пресвятой Богородицы» и станет величайшей святыней Российской Империи.

Впервые за многовековую историю так беспощадно были разгромлены «Мать городов русских». Такого разрушения Киев еще не испытывал даже от половцев .До этого момента на Руси было принято поступать подобным образом только с иностранными городами. На русские города ни при каких междоусобицах подобная практика никогда не распространялась. Киевский погром, по мнению Льва Гумилева, свидетельствовал о потере среди населения восточной Руси чувства этнического и государственного единства с Киевской Русью. Приказ Андрея Боголюбского показывает, с точки зрения Льва Гумилева, что для него и его дружины Киев был столь же чужим , как какой–нибудь немецкий или польский замок.

После этого Андрей Боголюбский посадил на Киевский престол своего младшего брата —Глеба Юрьевича . Деятельность Андрея по отношению к Руси оценивается большинством историков как «переворот в политическом строе Русской земли». Андрей Боголюбский впервые за историю Руси изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей: «До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда» (В.О.Ключевский).

Конфликт с видными боярами вызвал заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит.

Андрей Боголюбский. Убиение. Картина С. Кириллова, 2011

Князь был канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

Резюме

Члены партии «Свобода» предлагают признать как государственный общенациональный праздник, который был учрежден самим жестоким разрушителем Киева Андреем Боголюбским, низложившим Киев как столицу Руси,  и который не является праздником в других православных и вообще христианских государствах. Нет этого праздника ни в Православной церкви других православных государств, ни в католичестве, где особо чтят Богоматерь. Кроме того, этот праздник — день спасения Византии от предков украинцев — русичей.

И какие выводы? Выводов не будет… Кроме одного — не очень хорошо, когда историю и праздники твоему народу пишут не совсем, скажем так, друзья твоего народа…

Анатолий Герасимчук,
по материалам СМИ