Почему погибли князья Игорь и Святослав?

19.09.2008 18:24:46

Этот исторический эпизод, когда в 945 году погиб первый киевский князь из рода Рюриковичей, князь Игорь Рюрикович, является одним из самых ярких, поучительных и цитируемых эпизодов из истории Киевской Руси:

«В лето 6453.  Рекоша дружина Игореви: «отроци Свенделжи изоделися суть оружием и порты, а мы нази; и поиди, княже, с нам в дань, да и ты добудешь и мы» И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примысляше к первой дани, и нисиляще им, и мужи его; и вомя дань, и поиде в свой город. Идущю же ему вспять, размысли, рече дружине своей: «Идите вы с данью домови, а я возвращюся и похожю еще». И пусти дружину свою домови, с малом же дружины возвратися, желая большая именья. Слышавше же Древляне, яко опять идет, сдумавше Древляне с князем своим Малом и рекоша: «аще ся ввадить волк в овцы, то относит по единой все стадо, аще не убьють его; тако и сий, аще не убьем его, то вси ны погубить»; и послаша к нему глаголющее: «почто идеши опять? Поимал еси всю дань». И не послуша их Игорь, и шедше из города Искоростеня противу Древляне, и убиша Игоря и дружину его: бе бо их мало. И погребен бысть Игорь; и есть могила его у Искоростени города в Деревах и до сего дни».

Именно так говорит о «Летопись временных лет» Нестора летописца за Ипатским списком. Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Историки, трактуя те давние события и саму летопись, мало внимания обращали на то, что на самом деле стояло за казнью князя Игоря. А ведь в этом, казалось бы, маловажном историческом факте, спрятано очень много. Спрятана истинная история и истоки нашего государства. Но не всем эта история нравилась. Вот поэтому и умолчание. Мы точно не знаем даже, где именно погиб князь Игорь. Коростень да и Коростень.

А зря. Потому что, во–первых,  все–таки это был муж княгини Ольги, которая за свои заслуги в распространении христианства была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Русская. Святая равноапостольная Ольга в православии считается духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

Во–вторых, это часть нашей истории, которую надо не только знать и чтить. Появляются разные исторические трактования тех давних событий, которые все дальше и дальше уводят нас от исторической правды.

ВЕРСИИ

В марте 2005 года газета «Донецкий кряж» (№ 1525 от 11.03.2005) напечатала статью «Тайна Древлянского княжества». Ее автор, Ирина Шевченко, считает, что Древлянское княжество — это современная Житомирская область, ее Коростеньский, Овручский и Олевский районы. Хотя она же, описывая границы этого княжества, пишет: «Северная граница Древлянского княжества проходила по болотам правобережья Припяти. Западная — по притоку Припяти Горыни с впадающей в неё Случью. На юге — граница с лесостепью по верховьям рек Тетерева и Роставице до ее впадения в речку Рось. А границей на востоке служил Днепр» — но ведь это уже значительно больше трех районов Житомирской области, это уже территория трех областей Украины: Ривненской, Житомирской и Киевской плюс Гомельская область Беларуси.

Но в указанной статье, тем не менее, поднята тема, которую в исторических учебниках почему–то стараются обходить стороной. Тема эта — о давности существования на территории Украины государственных образований. Во всех учебниках первым государством на территории Украины называют Киевскую Русь. «Более 1100 лет назад племена восточных славян создали могущественную средневековую монархию — Киевскую Русь, которая положила начало государственности украинской нации» – именно так и не иначе пишут все историки. И хотя есть несколько вариантов ответа на вопрос «Откуда есть пошла Русская земля», но практически незыблемым остается постулат советской историографии: «Киевская Русь — колыбель трех братских народов». А основателем этого государства является варяжский князь Рюрик. Но все ли так просто?

И была ли простым обыденным явлением смерть Игоря Рюриковича в Древлянской земле? И почему этот весьма знаменательный эпизод истории Киевской Руси фактически или умалчивается совсем, или искажается?

Начнем с места смерти князя. Во всех исторических источниках упоминается город Коростень — и все. Журналист,  знаток древней русской истории, действительный член Географического общества СССР Анатолий Членов, оттолкнувшись от работ русского историка 19 века Д.И.Прозоровского, а также работ советских академиков Б. Д.  Грекова  и Б. А.  Рыбакова, написал сначала статью «Древлянское происхождение князя  Владимира»,  опубликованную  в «Украинском историческом журнале», а потом и книгу «По  следам Добрыни». В этих работах, кроме того, что подробно объяснены глубинные причины конфликта «князь Игорь–деревляне», указано и место гибели князя —около теперешнего хутора  Игоревка, в 7–8 километрах от  Коростеня.

Но точное место гибели князя Игоря — окрестности села Беловеж в Рокитновском районе Ривненской области. На полпути из райцентра в село Беловеж есть село Сновидовичи. Согласно местным преданиям, в селе Сновидовичи князь определился на ночлег в свою последнюю ночь. И приснился ему сон, что нельзя ему идти дальше — потому что ждет его смерть. И он решил возвращаться домой, на Киев. И пошел, оставляя чуть слева село Беловеж, в направлении нынешнего села Комсомольское Олевского района Житомирской области. В народе это село называет Собечиным. И происхождение названия объясняют тем, что так это село назвала княгиня Ольга, когда шла к месту казни Игоря. В селах  Беловеж, Сновидовичи, Собечине (Комсомольском) до сих пор в народной памяти хранят не только легенды о смерти князя, но и названия урочищ: Игорев брод, Завышень, Тризна. Как передают легенды, князь Игорь был казнен в урочище Завышень способом привязывания за ноги к двум нагнутым молодым дубам — и отпускания их. Именно в этой местности княгиня Ольга, по преданиям, совершила тризну по убиенному князю Игорю. «Тризной», кстати, называется не только урочище, но и небольшая речка, протекающая через село Беловеж. Эта речка Тризна протекает только лишь через село Беловеж, в окрестностях соседнего села она впадает в Ствигу, а та — в Припять.

Но похоронен князь был не на месте казни. Его похоронили под Коростенем — столицей Древлянского княжества.

Летопись гласит, что мстила Ольга за смерть мужа деревлянам очень жестоко. Первое посольство, которое деревляне послали к ней с предложением выйти ей замуж за князя их Мала, она посадила в погребальную ладью и закопала живьём. Второе посольство — сожгла в бане. Потом княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян и указывает место, где это произошло — возле кургана, где был похоронен князь. То есть, под Коростенем. А что же тогда за «Тризна», зададимся вопросом, находится возле села Беловеж? Загадка?

Народные легенды, которые передаются из поколения в поколение, и летописи говорят, получается, о двух местах казни князя.  Причем, в селе Беловеж говорят о двух согнутых дубах, а в хуторе Игоревка рассказывают о двух пригнутых к земле березах. Кстати, версия о березах маловероятна — березы не обладают такой упругостью, чтобы разорвать человека пополам.

Но в летописях нет ни берез, ни дубов. И ни казни, ни даже  плена сына Рюрика тоже нет. Только  глухо  сказано,  что  «убиша Игоря и дружину его».  Почему такое молчание?

ПОЧЕМУ КАЗНЕН?

Князь Игорь, отпустив дружину в Киев, с малой частью ее возвращался еще походить за данью по землях деревлян, и пошел подальше в леса — и там принял смерть. В  военном отношении  картина  ясна.  Князь–волк  пойман…  Исполнение приговора  Древлянской думы без  промедления, тут же, на месте. Казнь  была  по условиям войны немедленной и нарочито позорной, но — законной.

И  еще более важно,  чем соответствие военной обстановке,  политическое значение  казни.  Анатолий Членов считает, что Игорь был приговорен, а стало быть, и  казнен  за прегрешения перед Русью не только лично свои, но и всей Варяжской династии, которая тогда пришла к власти в Киеве. То есть, речь идет о противостоянии давних княжеских родов, правивших на территории Украины, и пришлых варягов. Варяги стали править в Киеве, но в Древлянском княжестве у власти оставались славяне. Убив Игоря, на главный княжеский престол в Киевской Руси стал претендовать древлянский князь Мал. Но он проиграл войну против Ольги и воеводы Свенельда.

Кстати, еще одна загадка в тех давних событиях: варяжский воевода Свенельд был фактически руководителем княжеской дружины  у князя Игоря. И он же возглавил войско княгини Ольги в ее борьбе против деревлян после смерти Игоря. Почему  же в летописи противопоставляются дружинники Игоря и Свенельда, и почему в походе на древлян Свенельд не участвовал? Или участвовал  — и покинул его? Князь остался с малой частью дружины — и погиб. Спустя некоторое время Свенельд покинул сына Игоревого князя Святослава, когда тот возвращался из Болгарии в Киев. Свенельд с большей частью войска пошел на Киев прямо, а Святослав, якобы не послушав Свенельда, с малой частью дружины пошел окружным путем по Днепру — и, попал на Хортице в окружение. Погиб после нескольких месяцев сражений в окружении врагов. Свенельд, прибыв в Киев, помощи Святославу не прислал.  Была ли смерть князя Святослава следствием его нерассудительности? Некоторые историки говорят о том, что Свенельд, сговорившись с печенегами, подставил князя, специально послав Святослава в западню. Потому что хотел поставить сына своего Люта во главе княжеской династии варягов. Но Люта, как мы знаем, убил сын Святослава, древлянский князь Олег.

Не была ли схожая ситуация и в истории с князем Игорем? Почему, как позже и князь Святослав, он оказался с малой частью дружины? В самом ли деле жадность Игоря стала причиной его смерти? Ведь все-таки это был уже опытный, мудрый воин. Покорявший Константинополь. Была ли его смерть следствием его неразумной нерассудительности?

А БЫЛА ЛИ ТРИЗНА?

Археологи не нашли никаких вещественных подтверждений убийства такого большого количества людей. Исследователи древних летописей и хроник, кроме как у Нестора, не нашли в других источниках никаких упоминаний о столь страшном деянии Ольги.

Так что же произошло на самом деле? Известно место захоронения князя — окрестности Коростеня. Коростень был столицей Древлянского княжества, и именно Коростень мог бы стать столицей Руси в случае согласия Ольги выйти замуж за князя Мала. Если Игоря убили на окраине Древлянского княжества, то хоронить вдали от столиц, конечно, не стали — и поэтому повезли к Коростеню. А княгиня Ольга, пожелав справить тризну по убиенному князю, получается, справила ее и на месте гибели (в урочище Тризна около села Беловеж Ривненской области), и на месте захоронения (под городом Коростень). Но было ли на месте Тризны массовое убийство древлян?

Археологам известны погребения знатных славян, которым сопутствовали убиенные во время тризны. Возможно, этот обычай в «Повести…» превратился в рассказ об очередной мести Ольги. Об избиении людей, вероятно, для устрашения, говорили тогда много, считают некоторые историки, но самого избиения не было! Историки, говорит Ирина Шевченко, склоняются к мысли, что во время тризны произошло нечто совершенно другое: сговор! Договор между древлянами и киевлянами. И нет сомнения в том, что условия договора обсуждали Ольга с Малом не единолично, а в присутствии князей, старейшин и волхвов с обеих сторон. Тризну отгуляли поздней осенью, на грани зимы. Ольга вернулась в Киев, стянула в кулак все свои войска–дружины, взяла Святослава и отправилась к Коростеню.

Летописец рассказывает так:  «В лето 6454 (946). Ольга с сыном Святославом, собрав вои многи и храбри, иде на Деревскую землю. И изидоше Древляне противу…  Суну копьем Святослав на Деревляны и копье летев сквозь уши коневи и удари в ноги коневи, бо вельми детский. И рече Свенгельд и Асмуд: князь уже почал, потягнем, дружино, по князи.. И победиша Деревлян. Деревляне побегоша и затвориша в городах своих». Потом в летописи – «сказки о воробьях, которые де Коростень сожгли…»

На деле, пишет И.Шевченко, древляне сдались согласно договору. Стольный град Коростень, конечно, сожгли, а крепость сравняли с землёй. Знать — бояре, старейшины, купцы — без особых потерь ушла в свои сельские владения.

Что здесь можно сказать? Действительно, систематического   археологического обследования Коростеня и его окрестностей еще не производилось. Так же как вообще не производились раскопки в Рокитновском районе Ривненщины. Но  не приходится  сомневаться, что древняя Деревлянская земля заслуживает  пристального  внимания археологов, да и краеведам здесь еще хватит работы на годы. Кстати, в Рокитно сегодня уже нашлись, между прочим, желающие покопаться в урочище «Тризна» — ведь если там действительно была массовая гибель тысяч людей, причем, представителей знати, то можно выкопать немало драгоценностей. Но что приобретет историческая наука от таких раскопок?

Подводя итог этому краткому экскурсу в нашу историю, можно сказать лишь одно: в Украине нет пока людей  у власти, которых бы заботило прошлое нашего государства. А ведь мы игнорируем не только свою историю. Мы игнорируем и те возможности, которые наша страна могла бы получить в результате туристического паломничества на священные места, связанные с нашей древней историей.

Данная тема хорошо и обстоятельно раскрыта в книге А.Членова «По следам Добрыни». Очень интересная, хоть местами и не бесспорная, книга. В которой раскрывается, как пишет автор, загадка тысячелетия — открытие  историка Прозоровского. Доказывающее не только тот факт, что Малуша, мать князя Владимира Великого, крестителя Руси, известного под именем «Красно солнышко», была дочерью деревлянского князя Мала, а Добрыня — сыном Мала, но и то, что государственность на территории Украины начиналась не с Рюрика, а значительно ранее: http://1000years.uazone.net/dobryn.htm. Княгиня Ольга, покорив деревлян, не стала убивать Мала, а посадила его в Любечский замок. А сына своего женила на дочке Мала, Малуше, с целью объединить Русь, объединить княжеские роды Киева и Древлянского княжества — чтобы прекратить междуусобные войны внутри Киевского государства. Очень мудрое решение, кстати. Поучиться бы у Ольги сегодняшним украинским князькам.

P.S. Эта статья была напечатана в газете «UАргумент», на сайте uargument.com и на сайте narodna.pravda.com.ua в апреле-месяце 2008 года. После того в селе Беловеж побывали уже две съемочные группы из телеканалов НТН и «1+1», журналисты «Рівненської газети» дали материал в своей газете. Очень надеюсь, что эта тема получит свое продолжение, и это белое пятно в истории Украины исчезнет. У нас таких белых пятен на карте истории Украины еще очень много, к сожалению. Но для того, чтобы воссоздать подлинную историю нашей Родины, нужно, чтобы к власти в Украине пришли настоящие патриоты. А это уже зависит от всех нас.

Анатолий ГЕРАСИМЧУК