Как Рарог стал варягом Рюриком

24.12.2012 23:01:33

Михаил Задорнов, отрывки из книги «Князь Рюрик. Откуда пошла земля Русская»

 

История народов развивается по спирали. Опасность будущего понимаешь, когда анализируешь прошлое.

Представить себя сейчас в Европе IX века…

Очень Средние века!

Страны, которые мы сегодня знаем, еще не приобрели свои очертания. Народов разных множество. Карта Европы разноцветна, как собранное из лоскутков одеяло прабабушек. Большинство из этих народов в будущем смешаются, прилипнут друг к другу. А пока…

Пока там, где река Одер впадает в Балтийское море, живет удивительно мирный народ землепашцев — ободриты. Называются так, поскольку расселились вдоль Одера. Славяне их называют бодричами. И впрямь, бодрый народец. И славный! Неслучайно поэтому, как и многие другие народы–соседи, называют себя славянами. Таких же славных соседей у них немало: лютичи, лужичане, кривичи, родимичи, борусы, венеды, полабские славяне… тоже по имени реки названы. Эльба в то время называлась Лабой, что означало «хорошая, любая» река. Еще дальше на востоке — поляне, древляне, русы–росы — на притоке Днепра, речке Рос, на северо–востоке — словене, ведущие род свой от князя–героя Словена.

Что нужно землепашцам? Мир да покой! Но в это время с другой стороны Рейна, как тогда говорили «на закате», размножились народы германские. Далеко не все из тех древних германцев мечтали оставаться землепашцами. Сильные были, смелые… Многие спустились, если смотреть на карте, вниз с Ютландского полуострова, где давно уже наступило похолодание, земля перестала давать, как прежде, урожай… А кушать–то хотелось! Славянские земли урожаями были обильны. Саксы, даны, фризы все более заглядывались на плодородные земли вокруг Одера, Лабы и даже Вислы.

Пришлось землепашцам–ободритам объединяться и создавать военный союз славянских племен. Объединять соседей. А поскольку именно они ближе всех находились к врагу, то они и взяли на себя тяжкую задачу — создание дружины–рати и командование ею.

Помнили ободриты участь своих западных соседей славян, которые жили тоже на берегу Балтийского моря в небольшом государстве под названием Вагрия. Жителей называли кто ваграми, кто варангами. Считается, что слово это от индоевропейской основы «вагр», что означает «отважный, смелый», «защитник».

Защитниками своего небольшого отечества вагры–варанги действительно были достойными. Долго не сдавались врагам, пришедшим «с заката». Но! Не поддержали их вовремя восточные братья, и Вагрия пала! Неприятеля было во тьму–тьмущую раз больше. Все равно что Китай нынче захочет завоевать Вьетнам. Те, кто спаслись, переселились на множество островов в Балтийском море. И с годами из землепашцев–крестьян многие из них превратились в рыбаков, моряков и очень бойких… пиратов! Юноши вырастали истинными бойцами. Помнили, что когда–нибудь надо будет за предков отомстить. А потому ратному делу обучались сызмальства. Научились вагры–варанги даже корабли строить. Их потомки кельтов и венедов этому делу обучили. У них кораблестроение было развито еще в те времена, когда Юлий Цезарь начал их «кошмарить». Даже этот всемирно известный гений–полководец восхищался кораблями северных «дикарей», о чем сделал запись в своих дневниках.

Прославились отважные вагры–варанги своей удалью на всю балтийскую округу. В русских летописях их называли варягами. Такое слово русскому слуху приятнее, поскольку слово «вар» означало «защищать». У русских до сих пор есть слово «варежки». Вроде наших перчаток, только все пальцы — вместе. Эти варежки особенно защищают руки от знаменитых русских морозов.

И действительно, слово «варяги» ни в одной нерусской летописи не встречается ранее XII века. В XIII упоминается в византийских хрониках, а до этого — такое впечатление, что о варягах знали только славяне. У последних же оно было очень ходовым. Видимо, потому, что варяги, будучи родными по крови, защищали их долгое время от скандинавов. Даже море Балтийское славяне в ту пору называли Варяжским. А это значит, что контролировали–«крышевали» в ту далекую пору Балтийское море именно варяги, а не скандинавы. Скандинавы ходили грабить Европу в обход через Ютландский полуостров по Рейну и другим западным рекам. Варяги тоже любили поразбойничать. Есть даже легенды о том, как они доходили на своих кораблях до самой… Сицилии! Я не удивлюсь, если именно они тогда еще организовали известную всем сицилийскую мафию. Впрочем, это шутка.

Со всех славянских народов молодцы, не желающие жить по старинке, ходить за плугом, сбегали к варягам на острова. А также те, кому не светило наследство. Варяжская романтика была необычайно заманчива. Что в те запамятные времена казалось романтикой? Разбой, грабеж, сражения, захваты купеческих судов, ну и, конечно же… увести в плен чужестранку–красавицу! Год от года крепли варяги, их нанимали наиболее богатые купцы для охраны своих кораблей, и они с этим делом ладно справлялись.

Тогда же наладили и «путь из варягов в греки» через своих родных братьев — восточных славян. Сегодня ошибочно считают, будто этим путем ходили скандинавы. Скандинавы если и знали этот путь, то лишь те, которые служили в варяжских дружинах по найму. Ни в одной скандинавской саге не сказано об этом пути. Этот торговый путь до XIII века был известен только славянам. Если бы скандинавы тот путь, кстати, для них чудовищно далекий и трудный, с волоками, освоили, о нем в Сагах точно было бы упомянуто. Нет, волочить корабли из реки в реку по земле, холмам, болотам, оврагам? На такое только славяне способны!

В общем, превратились варяги в этакое международное бандформирование.

Однако вернемся к нашим главным героям, к ободритам. Какой бы романтичной и заманчивой ни была жизнь варягов, но ободритам такое будущее явно не нравилось. Не хотели они, чтобы их тоже согнали с их родных земель. Поначалу к союзу примкнули и лютичи, которые были так названы, поскольку всегда люто сражались в бою. Прислали своих молодцев в дружину и полабские славяне, и венеды, и лужичане. В случае чего обещали помочь кривичи, родимичи…

Всех участь Вагрии впечатлила.

Обучали ратному делу не приспособленных к войне крестьян, уже всему обучившиеся, варяги. Они же поначалу были их воеводами. Потом уж собственные богатыри народились. Как говорят у русских: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

В общем, начали западные славяне вооружаться всерьез. Их кузнецы всегда умели делать особые мечи. Называли те мечи — болотные. Железо, выкованное, опускалось в болото на долгое время. Ржавчина выедала «мягкие» места, после чего меч возвращался в кузницу, где его дообрабатывали до нужного состояния, фактически из легированной уже стали. Неболотные мечи при ударе о болотные гнулись и ломались. Позже такую сверхпрочную сталь стали называть булатной.

Была создана даже конница! Причем славяне оказались такими умелыми наездниками, что научились стрелять из лука, сидя на лошади без седла. Такому умению их научили двоюродные братья степняки–скифы! Кстати, именно славяне считались лучшими лучниками в Европе.

Выражаясь сегодняшним языком, ободриты организовали настоящее Министерство обороны. Истинную армию! Которая должна была противостоять будущим «натовцам».

Если учесть все тогдашние славянские народы, которые готовы были объединиться, — точь–в–точь предтеча стран Варшавского договора во времена Советского Союза. А в то же время Карл Великий на западе Европы создал первый Евросоюз. Его империя была огромна, но доходила лишь до границ со славянскими народами! Дальше Карл Великий — мудрым был! — не пошел. Наоборот, в отличие от германских народов, заключил договор о дружбе с ободритами. Мол, вы тут со своим войском постойте у границ с германцами–тевтонцами. А я их народы по одному быстренько завоюю. И ему это удалось. Германцы в то время, в отличие от славян, объединиться не захотели. Карл Великий их раздельно и прикарманил. Не соединили германские племена все пальцы в одну защитную варежку!

Кстати, договор с ободритами Карл Великий подписал на двух языках! Это означает, что у славян уже в то время была письменность.

Если взглянете на разные карты различных веков, то увидите четко: границы всех самых мощных империй — Рима, Карла Великого, сарматов, скифов, киммерийцев — доходили лишь до границы со славянскими народами. Причем половина из этих народов и империй исчезла, а славяне до сих пор составляют наибольший процент населения в Европе! Но об этом никто не знает, вернее, не догадывается. А еще вернее — никому такое в голову сегодня не приходит. Думают, что больше всех в Европе натовцев. Это теперь такая новая национальность должна быть — натовец.

Только кочевым народам с востока удавалось прорваться через славян или обложить их данью. Но все эти степняки в войне со славянами настолько каждый раз обессиливали, что дойти до Западной Европы им уже было невмоготу. Даже Османская империя, мечтая об Испании, Франции, Австрии, была остановлена русскими войсками под командованием Суворова, который, воюя с турками на их восточных границах, не просто оттягивал от Европы их основные силы, а еще и не проиграл ни одного сражения!

Говорят, что гунны завоевали славян. Это не совсем верно. Славяне сами пошли за гуннами в Европу, поскольку тоже ненавидели Рим и Византию… За лицемерие и торгашескую продажную суть. А еще за то, что лучшие пергаменты в Греции и в Риме выделывались из кожи славянских девушек. Когда их уводили в плен, вымачивали долго в морской воде живыми, а потом сдирали кожу. Недаром, когда эти пергаменты предали огню славяне–вандалы в Риме, стоял невыносимый запах: запах тлеющего человеческого тела.

Западная Европа должна благодарить славян за свою всегдашнюю независимость от азиатских завоевателей, но об этом говорить на Западе сегодня бессмысленно. Это могут понимать только люди, умеющие мыслить независимо, как мы с вами.

Возвращаемся к ободритам.

Главным городом, где находился княжеский терем, был у ободритов Рарог. Это слово на старом славянском означало «сокол». Герб города — пикирующий сокол — располагался над главными воротами, при въезде в терем и на знамени. Кстати, запомните: ободриты поклонялись соколу, а викинги — ворону. А также помните, что сегодня пикирующий сокол — это герб Украины.

На фото слева: Герб Украины
На фото справа: Герб Старой Ладоги, первой резиденции летописного Рюрика (Россия).

Крепкое войско собрали ободритские князья за несколько десятков лет. Долго не трогали их германские народы, которые вынуждены были воевать с Карлом Великим. Это было мирное и счастливое для западных славян время. Как в русских народных сказках: тридевятое царство — тридесятое государство!

Но тут Карл Великий, который обложил германские народы данью, включил их в состав своей империи и остался этим необычайно доволен, подался на юг приводить к «общему знаменателю» остальные народы. В общем, начал готовить плацдарм для Саркози.

Вот тут–то и ожили саксы, даны, фризы и даже тюринги к ним примкнули. Мол, не отомстить ли ободритам за их союз с нашим давним угнетателем Карлом? И вообще не пограбить ли их? Не увести ли в плен к себе их красавиц? Так что интерес к славянским девахам, который проявляют нынче западные страны, имеет глубочайшие корни.

Не сразу решились будущие тевтонцы пойти войной на ободритов. Уж больно силен был тот славянский союз. Думали–думали, с чего начать, и додумались! Как Великий Карлуша нас завоевал? Сначала всех перессорил. Почему бы и нам так не сделать со славянами? Во–первых, надо поссорить бодричей с их главным союзником — лютичами. И что вы думаете? Им это удалось! Не знаю, что они лютичам пообещали. Видимо, передать плодородные земли бодричей, и лютичи своих братьев предали. Точнее — продали.

Окружили саксы, даны, фризы и примкнувшие к ним лютичи город Рарог. Сдавайтесь, платите дань, иначе мы вас всех уничтожим и перережем. Однако, несмотря на предательство лютичей, бодричи были еще очень крепки. И не только дружиной своей, главное — духом. Князь у них был отважный, лихой боец, любили его, доверяли ему и знали, что пока такой богатырь во главе — так просто Рарог врагу не сдастся. Звали этого князя Годислав (Годслав). «Годить» означало по–славянски «ожидать». «Годислав» — в ожидании славы. И действительно, славы он своей дождался. Из многих стычек с германцами выходила его дружина победителем. Была у него красавица жена. Звали ее Умила. Средняя дочка словенского князя Гостомысла. Род его шел от самого Словена. Мудрый муж был Гостомысл. Не просто так выдал дочь свою за дальнего «родственника». Понимал: придет когда–нибудь время всем славянам объединиться. Иначе не выжить Роду славянскому. Враг крепнет со всех сторон. Авось, такой брак на пользу пойдет. Может, кто из волхвов ему подсказал, что есть такой отважный князь Годслав среди братьев–бодричей… Понимал Гостомысл: доброе это будет дело.

Вот только не представлял насколько!

Невеста сразу полюбилась Годславу. Точное имя — Умила, милее и не придумаешь. Свадьбу отыграли в храме Радегаста, в городе Ретре. И родились у них три сына. Первенца называли Рарог, что означало: должен стать смелым воином–соколом, защитником рарогов. Второму дали имя Трувор. Мол, верным будет старшему брату. А третьего назвали Седоус в честь седого мудрого деда Гостомысла.

Было Рарогу, когда пришли войной саксы, даны, фризы и окружили родной город, от десяти до пятнадцати лет. Точно никто теперь не скажет.

Пришла, как всегда с Запада, беда на славянскую землю!

Да еще лютичи предали. Их конница со стыда неподалеку в лесочке прячется, но в случае чего ударит по своим же.

Все это Годслав прекрасно понимал, видел, но сдаваться — даже мысли не было. Наоборот, взял с собой несколько верных дружинников и поехал на переговоры к саксам. Не понимал он, что честь и достоинство — это черта соколов, а у воронов, перво–наперво, — желание обхитрить.

И перехитрили саксы: схватили его, немногочисленную охрану перебили, а самого Годслава на глазах защитников Рарога казнили неподалеку от крепостной стены. Закрыла глаза Умила детям своим во время казни, чтобы не видели смерть отца своего…

Спасла Умила своих детей, в безопасное место направила, куда саксы и даны не решались сунуться.

Но предварительно зашли на главный святой остров славянский — Руян. Нынче он называется Рюген. На нем когда–то стояло капище главного славянского бога Свентовита, от славянского слова «свет». Он был четырехлик, смотрел на все четыре стороны света, возвышался на белых халцедоновых скалах, которые обрывом уходили в море. Такой великий русский поэт, как Пушкин, писал о нем в одной из своих сказок и называл его островом Буяном.

О князьях–ободритах написано очень подробно в западных хрониках, в них даже упоминается Гостомысл. А об их сыновьях — Рароге, Труворе и Седоусе — в своих записках рассказал французский путешественник Ксавье Мармье. Когда он попал в город Мекленбург, ему тамошние крестьяне поведали легенду о трех братьях, которые позже стали княжить на Руси. Крестьяне порой в устной форме берегут правду лучше, чем историки, которые свою «правду» пишут по заказу политиков. Крестьянам–то чего врать? Тем более про славянских князей? Ведь во времена Мармье все жители Мекленбурга были уже немцами или бывшими онемеченными ободритами. Кстати, Мекленбург раньше назывался по–славянски Великград. А неподалеку был город Старград. Сегодня его называют Ольденбург, что в переводе со славянского и означает «старый город». А еще неподалеку расположен город Шверин, который был когда–то городом Зверином.

Легенды, былины, апокрифы — вот что есть правда. Слегка, безусловно, приукрашенная. Зато официальная история почти всегда бессовестно врет. Между прочим, все труды Геродота слеплены из легенд, мифов, но ему почему–то доверяет весь научный мир. И кстати, как показали раскопки, 90% из того, что он записывал, согласно рассказам очевидцев и потомков более древних народов, оказалось впоследствии правдой.

После казни Годслава пришлось ободритам платить дань саксам и данам. Город сдался, дотла его не сожгли. И хорошо сделали, что сдались. Через некоторое время ободриты воспряли духом, потом снова объединились в еще более мощный союз ободритов. И еще два столетия противостояли германцам.

А Рарог ушел к варягам, которые стали называть его Рюриком. Многому научился Рарог–Рюрик у варягов, превратился в настоящего бойца–авторитета, которого почитали за настоящего варяга вдоль всего южного побережья Варяжского моря…