Истребление истории…

29.10.2007 16:25:40

В Одессе установили памятник российской императрице. Казалось бы, что здесь такого. Но почему-то наше, наших современников, отношение к истории своего Отечества может ранить наши души. Почему-то некоторых людей, например, в Донецке, очень волнует, какие памятники устанавливают в Ивано-Франковске и Львове, и какими именами называют там улицы. А кому-то не все равно, кому и за что отдают почести в Одессе.

Есть, правда, небольшая разница. В Ивано-Франковске памятники ставят своим землякам, а вот в Одессе, Крыму, Приднестровье памятники ставят российской императрице немецкого происхождения.

Надо сказать, что инициаторы установления таких памятников взялись за неблагодарный труд. Они решили рассказать неумным хохлам историю их предков. И о том, что они должны быть благодарны российской царице за собирание украинских земель под ее корону.

Это, естественно, не могло не вызвать возмущения неравнодушных к истории своего государства людей. Но давайте разберемся, что же именно сегодня ставится в вину Екатерине II?

Немного истории

До сего дня спорят историки о дате основания городов Одессы, Днепропетровска, Запорожья, Херсона, Николаева, Севастополя, Судака, Донецка, Мариуполя, Краматорска и многих других – практически всех городов южных областей Украины и Крыма. Никак не могут определить, из чего начинать историю этих городов – из момента начала заселения, или от даты первого упоминания в летописях, или руководствуясь манифестами Екатерины ІІ. Казалось бы, и дураку должно быть понятно, что основать какой-либо населенный пункт, положить ему начало можно лишь единожды. Ведь иначе может получиться так: в таком-то году населенный пункт основан как сторожевой пост, через…надцать лет основан как крепость, потом основан как слобода, потом как город, а потом, если вдруг этот город разрушили и он превратился в деревню, – основан как деревня и… наша песня хороша, начинай сначала.

Я хочу привести для сравнения только несколько примеров из истории возникновения городов в бывшей Российской империи. Городу Тамбову в прошлом году исполнилось 370 лет. Основан как крепость в качестве опорного пункта Московского государства. Как крепость основан и город Орел в 1566 году. 420 лет исполнилось в 2006 году городу Самаре, основанному как крепость. Город Пенза возник в 1663 году как сторожевой пункт. Южные рубежи России в XVII столетии проходили по территории северной части нынешней Донецкой области. И только упоминание в московских архивах о местности, где был позже построен сторожевой пост с посменно несущими службу казаками из Чугуева, было основанием для определения даты рождения города Славянска, насчитывающего уже более 400 лет. Хотя название свое, и наиболее интенсивное развитие бывший Тор получил только после появления в этих краях в 1753 году выходцев из Сербии. Выставление в 1571 году сторожевого поста, где поочередно несли службу 10-12 чугуевских казаков, считается началом основания города Артемовска (бывшего Бахмута).

А вот у Одессы, Днепропетровска, Донецка, Мариуполя даты основания – все как один после 1775 года. Что такое 1775 год? Это – год второго и последнего (первый раз это было в 1709 году при Петре Первом) разгрома Запорожской Сечи и официального присоединения земель Сечи к России. То есть города Донецк, Мариуполь, так же, как и Одесса, Днепропетровск и другие города юго-востока Украины историю свою начинали не в государстве Российском. И, как ни странно, тем самым были лишены права на свою полную историю. А лишил их этого права манифест Екатерины ІІ от 3 августа 1775 года, в котором она провозгласила: «…Мы восхотели через сие объявить во всей Нашей империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия запорожских казаков…».

Екатерина тогда не только окончательно разрушила Запорожскую Сечь, отправив ее последнего кошевого Калнышевского на 25-летнюю ссылку на Соловецкие острова, его соратников – в сибирские монастыри, а остальных казаков – на Кубань и за Дунай, в подданство Турции. Она начала масштабное массовое переселение на запорожские земли переселенцев из Германии, Сербии, Молдавии, Болгарии. Именно во времена ее царствования территорию Донецкой области заселяли славяно-сербы, евреи, немцы, создавая свои поселения. А после разгрома Сечи сюда же были выселены со своей крымской прародины греки, армяне и грузины. То есть во второй половине 18 века было произведено крупномасштабное, ни с чем не сравнимое и не имеющее аналогов в европейской и мировой истории «великое переселение» народов.

Многим в Донецкой области знакомо словосочетание «Кальмиусская паланка». Так называется одно из казачеств, которое имеет свои подразделения почти во всех районах Донецкой области. Но не многие знают, что же означают эти слова. Паланкой в Запорожской Сечи называлась территория, по-современному область. Их было в Сечи в разные периоды от 5 до 8-ти. Они, так же, как и сегодня, назывались по имени административного центра. Центр Кальмиусской паланки, в которую входили земли практически всей нынешней Донецкой области, находился в Кальмиусе (ныне Мариуполе) – административном и торговом центре этой запорожской области. Там была и крепость, и церковь, и гарнизон в 200 казаков, и магазины купцов даже из Таганрога и Ростова, и подчиненная огромная территория – от Славянска до нынешнего Мариуполя. В Кальмиусе наряду с казаками проживали посполитые (крестьяне), которые, как и казаки, имели своего выборного атамана. В Кальмиусе находилась администрация паланки во главе с полковником, имевшим свою печать, подробно описанную не только у того же известного историка Д.Яворницкого, но и в книге мариупольского издателя Хараджаева «Мариуполь и его окрестности», изданной в 1892 году. В этой книге упоминается о казацкой крепости, остатки которой сохранялись еще в первой половине XIX столетия. В этой книге рассказывается не только о Мариуполе, о Павловске, о Кальмиусе (предыдущие названия Мариуполя), но и о городище Домаха, с которого и начинается история Мариуполя (по некоторым данным, это было начало 16 века). В «Истории городов и сел Донецкой области», в материале о Мариуполе, отмечается, что губернатор Чертков, посетив Кальмиус в 1776 году, «застал там множество православного народу и каменную часовню».

А теперь догадайтесь, уважаемые читатели, какова дата официального основания города Мариуполя? Если кто не знает, то я вам подскажу – 1778. То есть, точно следуя манифесту российской Императрицы, историю Мариуполя истребили… И до сих пор боятся ее возобновить.

Но даже в советские времена были периоды, когда люди пытались найти истину – и находили. В том же Мариуполе в конце 60-х возле места, где когда-то была казацкая крепость, поставили камень в честь запорожских казаков – и написали, что там еще в 16 веке был казацкий сторожевой пост. Там же было запланировано поставить памятник казакам – основателям города. Но в 70-х начались очередные антиукраинские репрессии – и дело восстановления истории Мариуполя заглохло. В уже независимой Украине стараниями бывшего мэра Мариуполя (теперь члена БЮТ) памятник «основателю» Мариуполя был поставлен. Михаил Поживанов решил, что город основал митрополит Игнатий. Вот не успел он только официальную версию подогнать под этот памятник. Потому что митрополит Игнатий впервые появился на территории Мариуполя в 1780 году – на два года позже официальной даты основания. Но это – другая, не менее загадочная и интересная история.

Заслуги Екатерины.

Екатерина II прославилась многими своими подви¬гами и похождениями. В истории Украины она также оставила свой очень большой след – ведь это именно по ее велению, как мы уже сказали, была уничтожена ¬Запорожская Сечь, и Россия шагнула через украинские степи на выход к Черному морю. Успешные войны с Турцией дали возможность России выйти через Черное море на рынки Средиземноморья. Этим самим прорубалось второе после Петербурга окно в Европу – южное.

Кроме того, приблизилась к осуществлению давнишняя мечта российских правителей – воссоздать Византию под контролем России. В царствование Екатерины появилось несколько масштабных политических проектов, заложивших основы внешней политики России на два столетия вперед. Самым нашумевшим из них явился «греческий проект», под которым принято было понимать совместные планы России и Австрии начала 1780-х годов по разделу турецких земель. Петербург и Вена стремились восстановить Византийскую империю, корона которой предназначалась внуку Екатерины ІІ великому князю Константину Павловичу. Императором новой Византии должен был стать второй сын великого князя Павла Петровича. Поэтому и свое имя мальчик получил не случайно, а в честь основателя Константинополя – Константина I.

Но сначала надо было приблизить свои границы непосредственно к территории Крымского ханства. Запорожские казаки, занимавшие огромную территорию от Буга до Азовского моря, имели тогда статус автономии с полным самоуправлением. Они проводили самостоятельную экономическую политику, автономное администрирование, и могли в короткие сроки собрать под боевые знамена достаточно сильное войско. Полководцы российской армии, в рядах которой воевали запорожцы в войнах 1736-1739 и 1768-1774 гг., были необычно высокого мнения о боевых качествах запорожцев и считали для себя честью быть зачисленными в списки Войска Запорожского. В делах Коша Запорожского сохранилось несколько десятков копий «аттестатов», выданных разным лицам о зачислении их в списки Войска. Один из них, – на имя подполковника М. И. Кутузова, будущего главнокомандующего в Отечественной войне. Аттестат этот гласит: «По его, подполковника Михаила Илларионовича Кутузова желанию, войска Запорожского низового, в курень Крыловский принять и для всегдашнего его при сем войске исчисления в компуты войсковые вписать, а для верности в том и сей аттестат ему, N127, при подписи нашей и восковой печати выдать повелели. Из Коша 1773 года генваря 30 дня». В сечевики был записан и сам Потемкин. По всей России, с одной стороны, распространялось и укоренялось мнение о необычайной отваге запорожцев (что соответствует действительности), с другой стороны, ложное мнение о бесклассовом, равноправном и неуправляемом характере запорожского товарищества. Украинские казаки сыграли одну из главных ролей в войне с Турцией – но функцию свою они выполнили. Россия уже не нуждалась в существовании фактически самостоятельного военизированного территориального образования, которое становилось препоной на пути к первому шагу на пути к завоеванию Турции и воссозданию Византийской империи. Этим первым шагом было включение в состав российского государства Крымского полуострова и взятие под свой контроль всей акватории Черного моря.

После упразднения Сечи Россия непосредственно подошла к Крыму. А в Крыму веками практиковался порядок, по которому ханов сажали и смещали четыре влиятельных татарских рода. Дворянство и духовенство, тесно связанные с Турцией, – вот те силы, с которыми предстояло иметь дело России. Эти группы вовсе не радовала «независимость» Крыма под присмотром российских войск. Но и этот вопрос был решен – на престол Крыма был посажен свой хан. Который до того был обласкан при дворце Екатерины, прожив там довольно длительное время. И хотя, казалось, не так просто было сделать переворот, но дело было решено способом попроще, чем, например, в Афганистане в 1978 году. Хан Шагин-Гирей воцарился на крымском престоле с помощью войск под руководством прославленного полководца Александра Суворова.

А дальше была «блестящая» операция Суворова, за которую он получил свой очередной орден и хорошее материальное вознаграждение. Эта операция называлась «добровольным» исходом с Крыма «угнетаемых» крымскими татарами православных христиан – греков, грузин и армян. Которые жили там на протяжении двух с половиною тысяч лет – но «невмоготу» стало им именно тогда, когда в Крыму появились российские войска. Около 30 тысяч крымских греков осенью 1778 года в одночасье были погружены на подводы и вывезены на территорию Запорожской Сечи – в район нынешнего города Павлограда Днепропетровской области, который они назвали Мариямполем. В 1780 они были переселены еще раз – на территорию теперешней Донецкой области. Во время этой переселенческой эпопеи около половины их умерло – от болезней, холода и голода. Некоторые сбежали назад в Крым, некоторые еще там принимали мусульманство – лишь бы не уезжать со своих исконных земель. На территории Донецкой области они заселили казацкие зимовники и город Павловск. Жителям Павловска было предписано переезжать в Мариямполь. Вот так и возникли у нас города-побратимы: Павлоград и Мариуполь. А крымские греки, став разменной картой в борьбе России за присвоение Крыма, были лишены своей исконной родины и стали одной из основных народностей Донетчины.

В 1783 году Крым был присоединен к России. С момента заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией прошло 9 лет. Всего 9 лет Крымское ханство побыло якобы независимым. Перенесемся в наши дни и зададим себе вопрос в связи с заявлениями Государственной Думы России в 2006 году по поводу права Крыма на независимость согласно условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года – это что, опять, спустя 200 лет, ведение такой себе игры в глазах цивилизованной Европы? Крыму – самостоятельность с одновременным взятием под свой контроль керченского пролива, потом покорение Украины, и далее по плану – поход на Юг и воссоздание Византийской империи?

А что, кстати, делать с донецкими греками – вернуть их назад в Крым? Вот такие непростые вопросы возникают из, казалось бы, далекого прошлого…

Суета вокруг памятника и роли Екатерины в судьбе украинского, и не только, народа

Сторонники увековечивания памяти Екатерины ІІ в Украине роль императрицы в истории Украины рассматривают несколько под иным углом. Недавно на интернет-сайте «Остров» журналист Александр Владимиров написал: «Да, действительно, именно по ее приказу в 1775 году Сечь была разрушена, а казацкое войско распущено… Украинцы должны быть благодарны собирательнице земель…». Но ведь между словами «распущено» и словами «изничтожено» и «изгнано» со своей родины – огромная пропасть.

Украина, кстати, как и Польша, уничтожались Екатериной не просто как территориальные образования. Эти страны уничтожались как народы. При этом имеется ввиду и физическое уничтожение. Крупномасштабное физическое уничтожение целых народов, находящихся в центре Европы.

В Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому – как избавителям России от войск польского короля и украинского гетмана Сагайдачного. Но кому могла бы придти в голову идея поставить там памятник полякам или украинцам, захватившим Москву в 1611 году, или, например, Наполеону или Гитлеру?

На главных площадях ставят памятники героям нации – людям, вложившим свой вклад в становление государственности или культуры того или иного народа. Таким образом закладываются основы патриотизма и преданности своему народу. Люди должны иметь перед собой образцы служения своему Отечеству. Человек, выросший без чувства почтения перед Родиной, семьей – это страшно.

Да, у нас многонациональное государство. И именно поэтому нужно очень осторожно подходить к вопросам истории. История не должна разобщать – иначе уничтожаются основы государственности. А мы так легко и с усмешкой – «украинцы должны быть благодарны собирательнице земель». Чьих земель? Какой ценой?

Анатолий Герасимчук