А вы мне найдете маму?

27.05.2011 14:33:09

«Ребенок — не наша собственность,
а маленький человек, воспитание которого доверено нам Богом»

Одна из самых больных тем в нашем обществе — это дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские учреждения, в частности детские дома. Как им там живется? Кто с ними работает? Кто этим детям заменяет их родителей?

Детские дома так устроены, что нормально функционировать они могут только под руководством сильных и талантливых идейных педагогов, которых мало. Но они есть. Сегодня мы беседуем с одним из таких педагогов — директором Донецкого дошкольного детского дома №1 Раисой Андреевной Прилипко.

— Раиса Андреевна, ваш детский дом по праву считается одним из лучших детских домов в нашей области. Расскажите, как Вам удалось этого добиться?

— Наш детский дом находится в подчинении управления образования и науки Донецкой облгосадминистрации. Расположен он по соседству с парком «Городок» в Куйбышевском районе. И родная администрация райисполкома никогда не отказывает в помощи — всегда откликается по первому зову в благоустройстве территории двора, прилегающей зоны, и всегда является участником наших праздников.

А вообще финансирование детского дома идет с областного бюджета, и все, что заложено по смете, все нам отдается вовремя. Вот знаете, я хотела бы сказать, что говорят кризис в стране — а мы не почувствовали этого кризиса. Зарплата выплачивается своевременно, питание, одежда детям, хозтовары — все это полностью финансируется. Хочу сказать, что нам повезло с начальником управления образования — потому что в этом всем и его большая заслуга. Юрий Иванович Соловьев — это действительно человек, который всегда интересуется нашей жизнью, нашими буднями, всегда готов помочь разрешить любые наши проблемы.

Ну и, естественно, мы очень благодарны нашим спонсорам. Именно благодаря им мы можем позволить себе приобрести в группы ковры, телевизоры, современную детскую мебель или компьютер. И мы всегда рады помощи — не обязательно денежной. Кто–то хочет посадить цветы, деревья, что–то отремонтировать — все зависит от возможности людей. Потому как благотворительность — это благо творить.

— Смотрю, что у вас двор выложен новой плиткой. За чей счет?

— За бюджетный. Следует сказать, что все крупные ремонты — это все мы делаем за бюджетный счет. Вот, например, поменяли теплотрассу, отопительную систему, отремонтировали прачечную и заменили в ней оборудование — это за бюджетные деньги и частично спонсорские. Спасибо всем этим людям!

Но я хочу отметить, что эта красота, ухоженность и порядок в детском доме — это и большая заслуга коллектива. Говорят, короля делает свита. Так вот, благодаря той «свите» нашим детям и живется хорошо и красиво. Мы сами ухаживаем за газонами, разбиваем клумбы, садим деревья и наводим порядок. И своим личным примером приучаем детей создавать красоту, жить в красоте и беречь ее.

— А какой возраст у ваших детей?

— Наш детский дом — дошкольный. Поэтому дети у нас — с 3 до 7 лет. Рассчитан детский дом на 60 детей, но в данный момент 45 детей. Это 4 возрастные группы, как в детском саду: младшая, средняя, старшая и подготовительная группа.

— И что, у вас дети до 7 лет уже математику учат?

— Да, и считают, и цифры пишут, и примеры решают, и логические задачки. А сколько стихотворений знают наши дети. Вот представьте, к каждому празднику они разучивают новые стихи. Это, представьте себе, до 200 стихотворений за год в группе изучается!

И вообще я хочу сказать, что подготовка детей к школе идет на высоком уровне. С ребятами занимаются также логопед, психолог, музработник, методист, инструктор по физкультуре.

И мы не на бумаге работаем, вот просто для бумажки, а работаем для жизни для детей, во имя детей, понимаете? Наши воспитатели учат детей и грамоте, и математике. Кроме этого, воспитанники подготовительной группы три раза в неделю ходят на занятия в гимназию, в настоящие классы, в компьютерный зал, педагоги с ними на добровольных началах занимаются, как бы закрепляют тот материал, который здесь получен. Это и с целью подготовки к школе, и для социальной адаптации детей, чтобы они имели свободу в общении с другими детьми. Мы в этом плане постоянно поддерживаем связь с гимназией №72, детским садом №56 и школой–интернатом №1 г.Донецка.

И участвуем, конечно, на всех концертах, всех презентациях, куда нас приглашают. Так, мы постоянно выступаем на выставке цветов в честь Дня города, на выставке кованых изделий, на сцене оперного и драматического театров. Наши детки держатся на сцене, как заправские артисты — такие, знаете, с достоинством, без стеснения, без скованности.

Даем концерты и в областной детской больнице для больных детиок, что приучает их к сочувствию, состраданию и пониманию.

Знаете, это гордость детского дома, и я рада за преподавателей, воспитателей, за коллектив, который вот так именно работает.

Кроме того, наши дети занимаются, по разным направлениям: одни углубленно математикой, вторые — рисованием. Дети занимали призовые места в Киеве, отборочный тур проходили, и одна девочка за рисунок «Маленьке серце великого життя» получила призовое место, а второй ребенок получил путевку на 2 заезда в Карпаты в специализированный оздоровительный центр с уклоном рисования. Это, знаете, большая заслуга именно наших педагогов.

Я очень много могу рассказывать о детском доме. Потому что детский дом — это жизнь и каждого маленького человека, и воспитателей, всех работников детского дома. У нас здесь нет людей, которые вот просто пришли и ушли. Есть люди, которые награждены грамотами Министерства образования, благодарностями. И причем, знаете, мне нравится, что работник, независимо от того, повар это или медик, или бухгалтер, или на прачечной работают люди, или помощник воспитателя — они все работают и делают одно дело. Если надо — мы все выходим и что–то разгружаем, где–то проводим утренники, где–то участвуем в театральных инсценировках. И на возраст люди не смотрят, участвуют, роли выбирают, поэтому когда гости приходят — они удивляются и говорят: «Это что, ваши сотрудники?». Да, отвечаю, это наши сотрудники. Понимаете, вот такой у меня детский дом. Я горжусь своим детским домом, я горжусь своими детьми, своими сотрудниками.

И дети у нас самые лучшие, самые талантливые, поверьте! Каждый ребенок, как и каждый человек, талантлив, только нужно этот талант развивать. Нашим детям этот труднее, потому что они приходят с неблагополучных семей, бывает, ребенок не знает, что такое карандаш, краски, альбома никогда у него не было. Поэтому наша задача, задача всего коллектива — воспитать достойного человека, гармоничную личность.

— А куда дети идут после детского дома?

— Сейчас есть несколько направлений: усыновление, опека усыновления, или определение в приемную семью. Если нет такой формы, чтобы устроить ребенка, значит тогда идет в интернат ребенок.

— А усыновляет кто сейчас?

— Если раньше дети преимущественно усыновлялись иностранными гражданами, то сейчас наши граждане очень активно усыновляют, берут под опеку или в приемные семьи.

— Часто ли приходят люди?

— Часто. Последний год очень многие граждане решаются взять ребенка с детского дома. И в основном дети приобретают семью, которую так хотят. Но бывает и другие случаи. Не каждый ребенок идет на контакт, так как бы хотелось новым родителям. Они думают, если это ребенок, значит, он должен сразу их обнять, прижать, поцеловать, а ведь ребенок еще помнит своих родителей, помнит свою маму, несмотря на то, что она, допустим, вела неправильный образ жизни, но каждому ребенку дорог этот облик, понимаете? Он еще в памяти свеж и поэтому очень трудно, бывает, дети идут на контакт. Но, тем не менее идут, и хотят, и поверьте, очень много детей, когда видят меня, сразу обнимают и спрашивают: а вы мне найдете маму? Очень хотят, конечно, семью.

Беседовал Анатолий Герасимчук
На фото: Раиса Андреевна Прилипко с детьми