Жизнь лишь спросит, что ты знаешь…

12.09.2013 17:31:06

Поздравления и пожелания успехов тем, кто идет в страну знаний, и тем, кто их ведет, идя нелегким учительским путем.

Сейчас от учителя, когда идет погоня за благами и процветает культ бездуховности, требуется большое напряжение ума и сердца.

В этой отрасли идут реформы, но там не все благополучно. Все стремятся получить высшее образование — в результате не стало хороших токарей, садовников, булочников… Надо пересматривать наше отношение к дипломам. Медики, инженеры, ученые, учителя, юристы — должны закончить университет, но так ли это необходимо всем? Да и нужно ли такое количество университетов, которые «штампуют» этих дипломников, которые затем не находят себе работу?

Точно так же многие чиновники стремятся стать кандидатами, докторами наук, но это же у многих смесь диссертаций с начальным образованием! Где и какие их открытия?

Большую часть своей трудовой деятельности я работала в Донецком техникуме советской торговли. Наш техникум был одним из лучших учебных заведений не только в Украине, но и по Союзу. Были хорошо оборудованы кабинеты, особенно по специальным дисциплинам. Наших выпускников радушно принимали на работу. И вот кому–то вздумалось оптимизировать, закрыть наш техникум под видом объединения его с техникумом общепита. Разве это разумно было закрывать такое учебное заведение, востребованное обществом, где была хорошо налажена учебная работа и материальная база?

А вот второй случай, когда мне пришлось столкнуться с фактом непрофессионального преподавания в сельской школе, где в выпускном классе было 2 человека и их мало чему обучили и не по вине детей, а они были очень способными. Вот такие школы надо закрывать, невзирая на протест родителей, чтобы не калечить детей.

В обществе идет полное расслоение (богатые, обеспеченные, бедные, нищие), оно начинается в школе, где богатые дети дружат с богатыми и презирают бедных, а бедные им завидуют и ненавидят. Окончив школу, они не общаются, а ранее между одноклассниками, сокурсниками дружба длилась всю жизнь.

В школьной системе есть и положительные сдвиги, а именно независимое оценивание, т.е. тестирование, которое дает возможность объективно оценить знания (не по вопросам экзаменационного билета, а по всей программе) и возможность однократной сдачи экзаменов (в школе и для вступления в вуз), и это поубавило пыл мздоимцев, связанный с поступлением в вуз.

То, что обучение стало 11–летним с 12–бальной системой — неприемлемо. Школа–десятилетка хорошо себя оправдала, зачем удлинять период гражданского взросления? Трудно согласиться и с 12 баллами по оценке знаний, вполне достаточно было бы и 10, если 5–бальная не устраивала. Трудно объяснить такой выбор, равно как и почему сутки равны 24 часам, а 1 час равен 60 минутам, при том, что у нас десятичная система исчисления. Не все благополучно и с учебниками.

В 1950 году был организован конкурс на лучший учебник по математике и сборник задач по алгебре. А.Н. Ларичев был удостоен первой премии Академии педнаук. По этому учебнику обучалось несколько поколений, и довольно успешно. Сейчас такой «разнобой» учебников, далеко не все хорошие, а что еще хуже, так то, что тут же этими авторами выпускаются решебники в погоне за деньгами. Грош у этих авторов выше стыда и закона. Почему Министерство образования это позволяет? Ведь несознательные ученики (а их много) списывают домашнее задание, не утруждая себя решениями примеров и задач. А ведь математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит (говорили великие). Я понимаю, что должны быть образцы решений, но не сплошь все упражнения.

В начале 60–х годов на отдыхе в Пятигорске на почте я была свидетелем такого разговора работницы почты (молодая девушка) и студента из Африки, вошедшего в отделение связи. Она спросила откуда он, на что он ответил, что из Камеруна. Она продолжает спрашивать:

— А где такой город?

— В Московской области, — ответил он, поняв ее интеллект и решив ее разыграть.

— Я знаю там города: Калинин, Калуга, Клин, а вот города Камеруна я не мог вспомнить.

Парень рассмеялся и сказал: «Девушка, где вы учились? Камерун — это государство, а не город, и находится в Африке. Такие, как я, в Московской области не рождаются» (да, тогда не рождались, а сейчас их много родилось).

Не знаю, каково было ей, а мне было очень стыдно за ее интеллект. А таких девушек теперь во стократ больше, которые учатся за деньги в школе и вузе. Людям надо понять, что деньги не догонят интеллект, интеллект не догонит образование, а образование не догонит культуру. Жизнь не спросит, что ты учила, а сурово спросит, что ты знаешь. Знания даются лишь тем, кто ищет. Всегда не бойся делать то, что можешь. Помни, что ковчег был построен любителем, профессионалы построили «Титаник».

Люди в своей алчности, жадности, богатства пришли к духовному упадку. Все идеи в поисках высшей ценности разбились об одно слово: «деньги».

Нынешнее поколение мало знает Гоголя, Пушкина, Достоевского, востребованность совсем другого качества.

Богатые сейчас часто возят детей на отдых за границу, но почему–то ничего не могут эти дети сказать: какова культура, экономика, история этой страны.

Талантливая молодежь уезжает за границу (у нас остаются те, кто считает Камерун городом), и не только за счет разницы в зарплатах, а из–за невозможности самореализации, ведь ни государство, ни частный бизнес не спешат использовать изобретения.

Посвятив себя школе, учителя должны нести детям не только знания, но и главные понятия о добре и справедливости. Хочу привести одну притчу о добре:

Один польский ксендз был в Париже. И когда он оказался на мосту самоубийств (там часто бросаются в Сену), увидел человека, который, наклонившись через перила, обреченно смотрел в воду. Было понятно, что человек хочет прыгнуть вниз. Ксендз подошел к нему и сказал: «Я не буду вас заставлять отказываться от вашего желания, это ваше дело, но в вашем кармане, наверное, есть какие–то деньги, они вам больше не нужны, а на углу стоит нищий — отдайте деньги ему». Человек пошел и больше не вернулся. Он сделал маленькое добро другому — и это его спасло.

Учитель предопределяет пути развития общества и судьбу каждого человека. Праздник просвещения — это праздник тех, кто посвятил свою жизнь одному из самых важных и благородных на земле занятий — учительскому труду. Учитель должен быть не только грамотным, но учить детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

Учите доброму, вечному, разумному.

Н.Н. Лазарева, г. Донецк