Ошибка Партии регионов
Говорят, акция «Вставай, Украина!» провалилась. Это неправда. «Провалиться» она никак не могла, потому что по самому замыслу — это была «бумажная» акция: ее сдуло весенним ветром.
«Бумажной» она была в том смысле, что с начала планировалась для «галочки», чтобы показать: оппозиционный триумвират — Яценюк, Тягнибок, Кличко — действует, пылает ненавистью к «преступной власти», и пламя этой ненависти превратится в выжженную землю для властной клики.
На языке политологии это называется «символическая политика»: действия, которые имеют лишь символическую функцию.
Символическая политика — это имитация, она призвана только создавать впечатление, давать информационный повод для продуцирования телевизионной картинки, формирование медийного дискурса, и… не более.
Это — будто–политика: будто–законодательная инициатива, которую сами же инициаторы не поддерживают; будто–требование отставки правительства, за которое не голосуют; будто–акция протеста, которую отбывают для проформы.
И в этом контексте «Вставай, Украина!» — чистой воды символическая политика. Потому что устраивать «выжженную землю» никто из организаторов не собирался. И то, «полыхают» ли триумвиры ненавистью к «преступной власти», еще большой вопрос.
Статус оппозиционеров обязывает их метать молнии в Печерский холм, апеллировать к народу и обеспечивать медийную иллюзию народного неповиновения. И триумвиры, как могут, так и реализуют эти задачи. И реализуют их, надо сказать, по–бюрократически — формально, кое–как, с перерывами на уикенд на берегу Мертвого моря.
Триумвиры вписывают страницу в «биографию» собственной оппозиционности, с тем прицелом, чтобы на 2015 год набрался приличный том героических поступков и идеологической непогрешимости.
Впрочем, изначально было понятно, что «Вставай, Украина!» — это бутафория, рассчитанная на телекамеры украинских и зарубежных журналистов.
Похоже, горизонтальную позицию Украины в ближайшее время никто не потревожит. Поэтому, время подумать о нескольких неприятных вопросах.
Во–первых, нужна ли Украине такая оппозиция?
Во–вторых, какой сценарий политического противостояния готовит власть?
И, в–третьих, что нам со всем этим делать? Третий вопрос, конечно, — самое сложное, потому что не понятно даже, кому это «нам» …
Начнем с оппозиции.
Степень организованности и интеллектуальной готовности оппозиции противостоять Партии регионов — очевиден: ситуация плачевная. О ситуации в руководстве ВО «Батькивщина» довольно откровенно высказался Анатолий Гриценко. Примечательно признание Гриценко: содержание декларации «Против диктатуры, за европейский выбор» не обсуждалось ни политсоветом ВО «Батькивщина», ни фракцией. А декларация эта, заметим, по сути — основной и единственный итог акции «Вставай, Украина!».
Содержание этой декларации стало, по выражению Гриценко, «неприятным и опасным сюрпризом». А почему «неприятным и опасным»? А потому, что в ней четко указано: единого кандидата от оппозиции в первом туре выборов 2015 года — не будет. А это значит, что уже сейчас никакой единой оппозиции — нет! (Потому что вплоть до первого тура 2015 года будет идти жестокая война за голоса сторонников оппозиции среди трех вождей оппозиции — ред. АП).
Еще одно откровение Гриценко: перечислив курьезы фракционной работы, он приходит к выводу: «Фракция идет «вразнос». Яценюк не справляется с руководством … Если так дальше пойдет — фракция повторит путь «Титаника»: как бывший НУНС — распадется». Анатолий Гриценко лучше, чем кто–либо, осведомлен о ситуацией во фракции. Поэтому его предчувствию, наверное, стоит верить.
Неприятно об этом вспоминать, но мне уже приходилось писать о деструктивной роли Яценюка. Он не справился ни с одной — ни с одной! — задачей, которая стояла перед ВО «Батькивщина».
Подорвал институциональную основу деятельности оппозиции — пропорциональную систему. Не удосужился организовать сопротивление принятию закона Кивалова–Колесниченко — а это была ситуация, когда мобилизовать протестные настроения было вполне реально. Сдал выборы в Верховную Раду. Наконец — втянул оппозицию в преждевременную, организационно и идеологически не обеспеченную акцию «Вставай, Украина!».
Кто же тогда Яценюк? «Фанфарон», как я назвал его в той статье? Или хуже — троянский конь олигархии?
Сейчас в политикуме установилось четкое распределение функций. Янукович обеспечивает господство олигархии, и за это имеет право реализовывать свои врожденные инстинкты. Яценюк — блокирует становление конструктивной оппозиции; какой его гешефт в этой ситуации — довольно интересный вопрос. Тягнибок — воплощает фобию электората Партии регионов. А Кличко — лишь форма сегментации оппозиции.
Обратимся поэтому к будущему, которое нам заготовлено Партией регионов. И в обеспечении этого будущего особая роль отведена Олегу Тягнибоку.
Что собой представляет Олег Тягнибок — было понятно еще в 2004 году. Тогда, во время шествия Виктора Ющенко на Говерлу, он разродился антисемитскими заявлениями. И Тягнибок вовремя оказался у микрофона, и телекамеры вовремя оказались включенными. Как говорится, «рояль в кустах».
С тех пор функция Тягнибока не изменилась: смещение оппозиции к маргинальной националистической нише.
И здесь надо учесть особенность деятельности СМИ. В прайм–тайм и на первые полосы попадают только экстравагантные события. И Тягнибок, на пару с Фарион и Мирошниченко, исправно поставляют порции химер.
Журналисты, распространяя их интеллектуальные гибриды, руководствуются известным принципом: «дабы дурь каждого была видна». Как следствие, произошла «приватизация» оппозиционного дискурса. В массовом сознании установились четкие ассоциативные ряды: оппозиция — это Тягнибок, оппозиция — это антисемитизм, национализм и русофобия.
Теперь Партия регионов будет раскручивать маховик «антифашизма». Впрочем, вероятность такого идеологического поворота была явной и до событий 18 мая. И обусловлена она уже самим позиционированием ВО «Свобода» в идеологическом поле. Это несколько нескромно, но я вынужден напомнить: еще в моей январской статье говорилось о том, что Тягнибок — отрицательный мотиватор электората Виктора Януковича.
Однако, несмотря на всю ожидаемость сценария «наш» Янукович против «фашиста Тягнибока», — интеллектуальная среда оказалась к нему не готова. Показательный пример — сайт «Украинской правды», на котором появились статьи о правильной и неправильной трактовке понятий «фашизм», «национализм», «нацизм» и т.п.. Это — признак интеллектуальной растерянности, признак судорожной рефлексии в ответ на грубое навешивание ярлыков.
Чего нам ожидать?
На телевизионных экранах все чаще будут появляться ура–патриотические российские фильмы; будет романтизироваться трудовой подвиг первых пятилеток; активизируется политика памяти, в ее ретросоветской редакции; будет разжигаться антиглобалистская истерия.
И в противовес — обогатимся выходками от Тягнибока–Фарион–Мирошниченко. Несколько памятников погибшим воинам Красной Армии они точно изувечат, улыбаясь в объективы телекамер.
Еще один прогноз: Юлия Тимошенко останется за решеткой.
На свободе она не нужна ни Яценюку на пару с Турчиновым, ни Тягнибоку, ни Кличко. Не говоря уже о Януковиче. Потому что Тимошенко на свободе — это бунт, баррикады и уличные бои.
О необходимости освобождения Тимошенко будут напоминать только еврокомиссары. Но Константин Грищенко всегда будет находить, что ответить, выслушав их «глубокую обеспокоенность».
Что нам в этой ситуации делать?
Юрий Андрухович заметил: «Совок» не поддается тонкой обработке». Но об этом знает не только Юрий Андрухович, но и Виктор Янукович. Советское ретро — это грубое использование «совковых» «условных рефлексов».
Впрочем, как кажется, не все так плохо.
Смещение политического противостояния в сферу чистой идеологии — это ошибка Партии регионов.
Красное прошлое в Украине не поддается отбеливанию. Бравурные марши не заглушат исторической памяти.
Однако идеологи ПР этого не понимают. И это — хорошо.
И этой ошибкой ПР оппозиция должна воспользоваться, выработав новую, не менее категорическую идеологию, которой будут актуализироваться другие «условные рефлексы».
Однако, где она, эта оппозиция?..
Валентин Бушанский, политолог, УП
Перевод с украинского — Анатолий Бурый
От редакции: Оппозиции, которую ищет автор, — нет, и уже не будет. Ошибку, которую совершила Партия регионов, — она уже совершила, и дальше будет только усугублять ситуацию. Будущее — за партией «Свобода» или еще более радикальной организацией.
Конечно, есть два иных варианта. Первый — закручивание гаек, до тех пор, пока не сорвет. Рано или поздно. Второй — альтернатива Тягнибоку в лице Кличко, на что украинскими олигархами, Россией и Европой могут быть вброшены миллионы. Но как на всё это будет смотреть Янукович и его команда? Позволят ли они себя вот так просто отодвинуть от властных кресел, давая возможность тем миллионам пойти «гулять» по Украине?
Если нет — то возвращаемся к ошибке ПР. За которую кому–то нужно будет расплачиваться. Кому?