Украинский феномен: кто шагает левой
У нас один вожатый,
товарищ ВКП…»
(В. Маяковский)
Коммунистическая доктрина «от каждого по способностям, каждому по потребностям» реализуется неукоснительно. Но, разумеется, не для всех. Только сапиенсы, отобранные законом рыночных джунглей, в состоянии в полной мере вкусить от святости коммунистических идеалов. Все остальные — компост для роста их потребностей. Новая социальная организация общества породила сверхэгоизм элиты. Агрессивная пропаганда равной допустимости высоких достижений в области жизненных благ для широких масс населения, не имеет под собой реальной почвы. Причем, неравенство возможностей элитой, отгородившейся от смердов высоченными заборами, уничижительно охраняется. Сейчас количество контролирующих внутренний расклад в Украине более чем в два раза превышает армию защитников Отечества от внешнего супостата.
Это характерно не только для Украины, но и для рассадника демократии — США. Тем не менее, при всем вопиющем неравенстве возможностей в мире, реальному коммунизму больше не править балом ни в отдельно взятой стране, ни, тем более, в группе стран.
Развитой социализм и нужен был как наиболее эффективный способ для подготовки страны к неизбежной страшной войне, победы в ней и быстрого восстановления хозяйства. Государство в минуту опасности мобилизовало свои ресурсы, чтобы выжить. Надо отдать должное советскому коммунизму, он же развитой социализм: он сумел справиться со сверхзадачей и даже довел жизненный уровень основной массы до приличных показателей. К концу 70–х гг. прошлого века СССР по индексу человеческого развития занимал 10–е место в мире. Сейчас Украина отброшена на 78 позицию. А научный прорыв, совершенный Советским Союзом был беспрецедентным.
Однако коммунизм объективно не мог конкурировать с лидерами капитализма по части удовлетворения изысканных требований, главным образом, знати. Потому верхушка КПСС спровоцировала его уход с исторической сцены. В отличие от христианства, оказавшегося более изощренным, коммунизм взялся за явно неподъемное дело — построение царства справедливости на Земле.
Христианский догмат о Царствии Небесном оказался практичным. Для его осуществления не требуется сверхусилий. Да и чем безысходней доля, тем проще разжечь в простом люде надежду на райские кущи на том свете, и примирить его с несправедливостью на этом. «Бог терпел и нам велел», — расхожая поговорка стала хорошим щитом для прикрытия всех неурядиц и возмущения простого люда земной жизнью. Поэтому, наверное, заколосились церкви в Украине: чтобы была хоть какая–то отдушина для верующих.
Считалось, что революционную ситуацию порождает положение, когда «низы не хотят жить по старому, а верхи — не могут». Сейчас оно может привести только к разводу супругов, но не к смене общественного строя.
Люди никогда не были довольны достигнутым положением дел. Натуральных нестяжателей, то есть тех, кто на деле демонстрировал пренебрежение к материальным благам, можно пересчитать по пальцам. Потому сих чудаков и называли святыми. Однако всплески недовольства народа приводят к революционной бузе. Коммунистическая революция в Российской империи — скорее, уникальный случай.
Когда в одну точку слился ряд факторов: разложение правящего класса, обнищание до голодовок подавляющего большинства населения, ряд неудачных войн и наличие группы жертвенных пассионариев–революционеров, поднявших массы на «Черный Передел».
Ничего подобного сейчас мы не наблюдаем. Народ безмолвствует, глядя на беспорядки, творимые элитариями, будет безмолвствовать и впредь. Но нынешний народ, задержавшийся на территории Украины, уже не пойдет за вождями к светлому будущему. В лучшем случае, пойдет на футбольный матч и там стравит пар.
Наблюдая за акциями протеста, прокатившимися в Европе в последнее время, у нашего зрителя и не возникнет вопроса: «Кто толкает такую массу людей на площади и улицы?». Мы воспринимаем такое явление, как выход людей в борьбе за свои права по велению души.
Другая картина в Украине. Народ, доведенный до отчаяния, выходит под оранжевыми или голубыми знаменами лишь за подачку. Народ, который привык ждать милости от власти, по сей день не расстался с психологий раба. Таким обществом легко манипулировать в корыстных целях, в борьбе за власть, но не за народные интересы. Хотя лукавые правители периодически собирают народ в толпу с плакатами, в этой толпе может происходить только концентрация дури, а не ума.
Яркий пример управляемости процесса — Майдан–2004. Когда спустя год у участников этого действа спрашивали про «идеалы Майдана», их лица покрывались пятнами стыда, что ими воспользовались. Но придет нужда, и электоратом, с его же согласия, опять попользуются.
Сейчас увидеть молодого человека, озабоченного социальной справедливостью, нелегко. Разумеется, никто не против завоеваний социализма: бесплатной койки в больнице с необходимым минимумом лекарств, бесплатного высшего образования, гарантированной работы, пенсионного довольствия на уровне европейского прожиточного минимума. Но сей пансион с неба не прольется. Нужно будет крепко вкалывать всем коллективом, и не одно десятилетие, испытывать всякие дисциплинарные строгости, изнурять тело общественно полезной деятельностью.
Некоторым придется на долгое время перейти, как Корейко, к жизни подпольных миллионеров, тренируясь по утрам с большими черными гирями или, истязая в обед желудочно–кишечный тракт диетой из сырой репки и холодного яйца, для будущей зажиточной жизни.
Нет уж! С нас хватит великих дел и высоких целей! Если Петр Симоненко однажды утром обнаружит себя во главе государства, он и его присные ни за что не решатся претворять в жизнь идеалы развитого социализма.
Не рискнут. В наличии стабильная, отлично оплачиваемая роль защитника прав трудящихся в парламенте, не требующая серьезной ответственности. Наследники Ильича подкрутили свою программу «отказ от догматического марксизма советского периода»: признание многоукладной экономики, отход от догматов классовой борьбы и идеи социальной революции. КПУшники всем видом показывают, что они — не сталинские соколы, а цивилизованная парламентская партия, которая совсем не против либеральных свобод. Может, и партию бы переименовали, но боятся смутить контингент голосующих пенсионеров.
Хотя Симоненко не прячет свое лицо от народа, сущность его видна даже простым людям. «Наш главный коммунист», капитализм презирая и кляня народ свой, призывает клеймить его позором, а сам, не расставаясь с цитатником вождя, живет прекрасно, как буржуй, в дворце за каменным забором… А ведь многие наши пожилые соотечественники, одурманенные советской пропагандой, хорошо помнят те времена, когда наша партия–рулевой вела их от победы к победе и, тем не менее, сегодня продолжают слепо верить в светлое будущее под предводительством ренегатов от бывшей КПСС.
И не в том ли кроется причина всех наших неудач, что топчемся уже третий десяток лет и не движемся с места, что у руля государства стоят бывшие партийные функционеры и номенклатурные работники? Вы только внимательнее оглянитесь вокруг, и сразу поймете, кто правит балом в стране.
И сегодня уже рвутся к корыту власти сынки и дочки бывших работников КПСС. А ведь яблоко от яблоньки недалеко падает! И главная беда кроется в том, что они, как хамелеоны, поменяли свой окрас, но нутро у них осталось прежним, они следуют старому, хорошо проверенному принципу: «Разделяй и властвуй!», умело используя накапливавшиеся годами исторические проблемы, особенно во время выборов, лишь бы склонить электорат в свою пользу.
Так будет продолжаться до тех пор, пока электорат не выйдет из оцепенения, не проснется от летаргического сна и не поймет, кто хозяйничает в стране. У нас же все не так: «Колыбель украинской культуры» явно не борется за отделение от нормальной страны. Куда там! «Фишка» заключается в другом: надо навязать остальным свое представление об истории, культуре, языке и далее по списку, давно набившему оскомину. В идеале все должны носить шаровары и конспектировать творчество национально–озабоченных авторов, смотреть Первый телеканал и гордиться своей принадлежностью к великой культуре. Другой вариант не рассматривается.
Получается типично украинский феномен, который можно охарактеризовать, как «национальная экспансия». Главная идея: построить под себя большую часть страны. Интересный расклад, правда?
Вместо того, чтобы зациклиться на национальной самоизоляции, превратить Львов или Тернополь в заповедник украинизма, национал–патриоты пытаются прочистить мозги всей стране, причем в крайне циничном варианте, будучи у власти, они доказали свою неспособность действовать адекватно. Страна остро нуждается в новой политической организации, исповедующей европейские социалистические принципы, которые отводили бы государству роль штурвала. Во главе этой организации должны стать люди, не скомпрометировавшие себя участием в разграблении страны.
Я не наивный человек, чтобы полагать, что достаточно одного понимания катастрофического положения, и такие люди появятся и потеснят ряды паразитирующей элиты.
Увы, процесс разложения зашел так далеко, что дела не поправить без активного осознанного участия простых украинцев, оставшихся в Украине, и связывающих свою судьбу со страной.
Дорогу осилит идущий!
Б. Петров,
г. Донецк