Китай процветает благодаря нашему НДС — путем разрушения украинского производства..

08.09.2009 18:06:59

Наши граждане, в том числе пенсионеры  и грудные младенцы, помогают развиваться экономикам других стран — социализму в Дании и Швеции, процветанию Китая и Юго-Восточной Азии (не говоря уже  о США) и фактически отказывают в праве на достойную жизнь себе. На том уровне, на котором реализуется политика применения НДС, этот налог напрямую противоречит национальным интересам государства, он задержал развитие страны, и усиливает статус Украины как сырьевого придатка развитых стран.

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов  являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

Налог на добавленную стоимость (VAT, value added tax)  — НДС, имеет французское происхождение. Само понятие «налог на добавленную стоимость» (НДС), впервые было сформулировано в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. С 1958 года этот обязательный платеж вошел в налоговую систему Франции, а затем начал завоевывать Европу.

Ставки НДС варьируются от 3% (Сингапур, Япония) до 25% (Дания, Швеция). Количество применяемых ставок налога тоже различно: Бразилия — 5 ставок, Египет —  4 ставки, Италия — 3 ставки, Люксембург — 3 ставки, Ирландия — 5 ставок, Турция — 4 ставки, Финляндия — 3 ставки, Швеция  — 3 ставки, Япония  — 2 ставки. В Украине, как и в России, он  был  введен  в  период начала построения «рыночной» экономики  — с 1 января 1992 года  со ставкой 28 %. Впоследствии ставка была снижена до 20 %, оставаясь одной из самой высокой в мире и что главное — единственной. В то время как другие страны имеют несколько сниженных ставок, Украина — только одну.

В развитых странах налог на добавленную стоимость вводился, когда экономика и общество достигали такого уровня  развития, при котором внутренний рынок товаров становился насыщенным конкурентными предложениями, а рынок  потребления уже начинал ограничиваться потребностями граждан. Возникала возможность кризиса перепроизводства, примером может быть Великая Депрессия. Введение НДС приводило к изъятию оборотных средств у производств,  работающих на внутренний рынок, что подавляло внутреннего производителя, и тем самым стимулировало производство продукции для внешних рынков.

В нашей стране НДС был введен в начале 90-х по ставке 28%, когда производство товаров для внутреннего рынка практически отсутствовало, прилавки были заполнены импортными товарами, а 90% граждан находилось за чертой бедности.

В последующие годы НДС продолжал и продолжает подавлять производство товаров для внутреннего рынка. Наш  внутренний производитель так и остался неразвитым и это имеет отношение не только к высокотехнологическим производствам, но и к производству товаров первой необходимости, продуктов питания и бытовых товаров. Например, мы производим менее  половины мяса (4,357 млн. тонн мяса в 1990 году и 1,905 млн. тонн в 2008году) от потребностей страны и при этом являемся одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции.

Экспорт сельскохозяйственной продукции гарантирует не только достаточно высокую прибыль, но и возврат НДС, так сказать в виде дополнительного денежного бонуса. Только «трудягами» оказываются  не те, кто работает в поле и выращивает урожай, а посредники и  трейдеры, скупающие, зачастую, за бесценок его в крестьянских хозяйствах.

Внутри страны основная налоговая нагрузка ложится на плечи малообеспеченных:  низкооплачиваемых, пенсионеров, иждивенцев (так как граждан с более высоким доходом у нас значительно меньше, и они, значит, меньшую долю доходов в масштабах страны тратят на потребление и, соответственно уплачивают относительно меньше НДС). По приблизительной оценке, около 2/3 поступлений в бюджет от НДС собирается именно с малообеспеченных  категорий наших граждан. Помимо  социальной несправедливости, это приводит к необходимости более высоких социальных выплат, а значит, высокой налоговой нагрузке для перераспределения большей доли ВВП через бюджет.

Получается, что наши граждане, в том числе пенсионеры  и грудные младенцы, помогают развиваться экономикам других стран — социализму в Дании и Швеции, процветанию Китая и Юго-Восточной Азии (не говоря уже  о США) и фактически отказывают в праве на достойную жизнь себе. На том уровне, на котором реализуется политика применения НДС, этот налог напрямую противоречит национальным интересам государства и грозит усилением статуса Украины как сырьевого придатка развитых стран.

Самой неразрешимой проблемой нашего общества стала проблема обязательности исполнения законов высшими эшелонами власти. Вместо этого идет «подковерная» борьба, преследующая интересы тех или иных крупных финансово-промышленных групп, для многих из которых так называемый НДС стал одним из наиболее стабильных и надежных источников доходов. Вот, в частности, откуда взялись и многочисленные льготники по НДС и те поправки, изменения и дополнения  к закону об НДС, которых сегодня насчитывается более сотни и в которых утонет любая надежда найти зерно справедливости при распределении налогового бремени.

На примере администрирования НДС государство столкнулось с коррупцией судов, принимающих решения по возмещению НДС исходя из размеров гонораров судье, а не из интересов государства и потребителя. И это только вершина айсберга.

Можно сделать следующие выводы: на данном этапе развития нашей страны НДС порождает и поддерживает значительные диспропорции в экономике и обществе и препятствует их гармоничному развитию. НДС можно было бы считать  приемлемым и даже полезным налогом, если бы производство товаров и услуг для внутреннего рынка значительно преобладало над экспортом, а хотя бы 70 % граждан имели реальные доходы в 4-5 раз выше нынешних. Ряд экспертов считают НДС налогом, который разрушает экономику, что он является вредным для нашей страны и задержал ее развитие на несколько лет.

Иван КИРИЧЕНКО, г.Донецк, “Гражданская позиция”